Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 октября 2005 г. N КА-А40/10066-05
(извлечение)
ООО "Ямбурггаздобыча" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения от 24.01.2005 N 1 "Об утрате права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам", требования N 12 об уплате налога по состоянию на 01.02.2005, требования N 15 об уплате налоговой санкции от 01.02.2005, вынесенные Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее Инспекция).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2005, признаны недействительными решение N 2 от 24.01.2005 N 1 "Об утрате права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам", требование N 12 об уплате налога по состоянию на 01.02.2005, требование N 15 об уплате налоговой санкции от 01.02.2005, вынесенные Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в отношении ООО "Ямбурггаздобыча".
При этом судебные инстанции исходили из того, что налоговым органом в оспариваемом решении не указаны обстоятельства нарушения условий реструктуризации со стороны Общества, сведения о характере нарушений, наличии у заявителя недоимки по уплате текущих платежей, в оспариваемых требованиях не названы основания взимания налога, в оспариваемых актах отсутствуют ссылки на первичные и бухгалтерские документы, на основании которых налоговым органом сделаны выводы о наличии задолженности. Суд признал нарушенным месячный срок на принятие решения об отмене реструктуризации.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой МИ ФНС РФ по КН N 2 в которой ставится вопрос об их отмене и вынесении нового судебного акта с отказом в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению налогового органа, оспариваемые решение, требования вынесены обоснованно, а выводы судебных инстанций являются ошибочными и не основаны на нормах материального права по следующим причинам:
- условия реструктуризации Обществом нарушены, по состоянию на 01.01.2005 Обществом имело задолженность, письмом от 25.02.2005 N 53-04/10/001630 Инспекция уведомила Общество о возможности восстановления в режиме реструктуризации,
- заявителю предоставлено право на реструктуризацию задолженности решениями от 31.10.2001 и от 29.12.2001, в то время как Обществом были допущены нарушения, выразившиеся в неисчислении и неуплате налога на добычу полезных ископаемых за период 2002-2003 гг. в размере 289363779 руб. и в установленный срок обязанность по уплате налога не исполнена, начисленные суммы налогов по результатам проведения налоговых проверок налогоплательщика за период, в течение которого организации представлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности являются текущими налоговыми платежами,
- решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности принято в установленный срок, так как обязательство по уплате текущих платежей может быть исполнено налогоплательщиком до 1 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Поскольку решение по результатам проверки, в ходе которой выявлены налоговые нарушения, принято 01.01.2004 г., 1 числом месяца, следующего за отчетным кварталом, является 1 января 2005 г.;
- основания для взимания налога в оспариваемых требованиях указаны со ссылкой на решение N 1 от 24.01.2005 об отмене реструктуризации.
В отзыве на жалобу, представленной в судебное заседание, Общество поддерживает судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает судебные акты соответствующими установленным судом обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, принятыми без нарушения процессуального закона и потому не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам возникло у Общества в соответствии с решениями Инспекции от 31.10.2001 г. и 29.12.2001 г. и Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением от 03.09.99 N 1002 Правительства Российской Федерации.
По условиям реструктуризации Общество обязано своевременно вносить текущие платежи по налогам, а также погашать реструктуризированную задолженность в соответствии с согласованным сторонами и утвержденным налоговым органом графиком осуществления платежей в счет погашения задолженности.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что он устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.
В соответствии с пунктом 7 указанного Порядка организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам не в полном объеме или с нарушением графика.
Хотя условия предоставления реструктуризации задолженности по налогам и ее прекращения определены в бюджетном законодательстве, само по себе исполнение условий относится к сфере регулирования налогового законодательства.
Согласно статье 11 НК РФ недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статей 52-55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В широком смысле текущими платежами являются платежи, которые налогоплательщик должен осуществить при условии надлежащего соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Однако при выявлении недоимки, образовавшейся в связи с нарушением требований налогового законодательства, по результатам налоговой проверки платежи, которые предстоит осуществить налогоплательщику, нельзя отнести к текущим.
По своему правовому значению они относятся к внеочередным, что следует из пункта 2 статьи 70 налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей направление налогоплательщику требования об уплате налога в 10-дневный срок с даты вынесения решения по результатам налоговой проверки, тогда как требование об уплате текущих платежей направляется плательщику в трехмесячный срок со дня наступления срока платежа (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 7 Порядка, налоговый органа по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации.
Поскольку решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, положенное, как утверждает Инспекция, в основу оспариваемых актов налогового органа, принято 01.10.2004 г., месячный срок для принятия решения о прекращении реструктуризации истекал по окончании месяца со дня истечения срока, отведенного для добровольной уплаты налогоплательщиком доначисленных платежей.
Между тем, решение о прекращении реструктуризации принято 24.01.2005 г., то есть с нарушением срока.
Как в решении, так и в требованиях налоговой инспекции, направленных налогоплательщику на его основе, отсутствует информация о причинах их вынесения.
Одного лишь указания на невнесение текущих платежей без детализации, по каким налогам и за какой период недостаточно, поскольку в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, частью которого является Налоговый кодекс, предусматривающий в статье 69 обязательные атрибуты требования об уплате налога и предписывающий соблюдать права налогоплательщиков, к числу которых относится получение информации о причинах принятия в отношении них решений, затрагивающих экономические интересы.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемых актов законодательству о налогах и сборах и нарушении ими прав и законных интересов налогоплательщика.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.05.2005 по делу N А40-11414/05-107-59, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2005 N 09АП-7447/05-АК оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по КН N 2 без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2005 г. N КА-А40/10066-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании