Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 20 октября 2005 г. N КА-А40/10103-05
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "РНП Инвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании незаконными ее решения от 18.01.2005 N 102/2 и требований N 9/2 об уплате налоговой санкции и от 18.01.2005 N 10/2 об уплате налога.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2005 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решение Инспекции N 102/2 от 18.01.05 г. "О привлечении ООО "РНП-Инвест" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требований N 9/2 и N 10/2 от 18.01.05 г., как противоречащие Закону РФ от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган ставит вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела. Отзыв соответствует требованиям статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители Общества настаивали на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебном акте и отзыве на кассационную жалобу.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованный судебный акт подлежащим отмене в связи с неполным исследованием обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 18.01.2005 N 102/2, принятое на основании акта выездной налоговой проверки от 16.12.2004 N 102/2, Обществу доначислены земельный налог в сумме 11165092 руб., и пени в сумме 3848180 руб. Этим же решением Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 21525947 руб. за непредставление декларации по земельному налогу и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1959859 руб за неполную уплату налога. По мнению налогового органа, Общество, являвшееся в 2001-2004 гг. субарендатором двух объектов недвижимого имущества (имущественных комплексов) "Сосновка-1" и "Сосновка-3", осуществляло пользование соответствующих земельных участков и, должно было уплачивать земельный налог.
В проверяемый Инспекцией период Общество являлось субарендатором объектов недвижимости (имущественных комплексов), расположенных по адресу: г. Москва, Троице-Лыково, Сосновка-1 и "сосновка-3". Указанные объекты были получены в пользование по договорам субаренды N 4 и N 5 от 20.01.1998, заключенным с первоначальным арендатором объектов - ОАО "Нефтяная компания "Эвихон", которое, в свою очередь, арендовало объекты у ФСО РФ и Госкомимущества России на основании договора аренды.
Принимая решение об удовлетворении требований заявителя, суд исходил из того, что Общество, являлось арендатором соответствующих земельных участков и, соответственно, не должно было исчислять и уплачивать в бюджет земельный налог.
Между тем, Инспекция ссылалась на вышеназванные договора (п.п. 2.2) и указывало на то, что заявителю переданы все права ОАО "Нефтяная компания Эвихон" на владение и пользование земельными участками, включая права требования арендодателя в отношении пользования земельным участком к Федеральной Службе охраны Российской Федерации (балансодержатель) и иным лицам в соответствии с условиями договора от 23.09.1996 N 01-12/1755 о передаче Государственным Комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом в аренду помещений в зданиях и сооружениях, являющихся федеральной собственностью.
Суд, оценивая названный договор, пришел к выводу о том, что арендатор уплатил государству всю сумму причитающейся с него арендной платы за арендуемые объекты.
Однако судом не учтено, что при передаче ОАО "Нефтяная компания Эвихон", а затем заявителю имущества в аренду право аренды на соответствующий земельный участок не определено.
Инспекция, ссылаясь в решении от 18.01.2005 N 102/2 и в кассационной жалобе на договоры найма жилого помещения от 01.01.2000, указывала на использование арендуемого имущества и соответствующие земельные участки в целях получения дохода. Однако Общество за проверяемый период плату за землю как в виде арендной платы за землю, так и виде земельного налога за использование земельных участков общей площадью 17,5 га не производило.
Согласно ст. 1 ФЗ "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.
Суд не выяснял, содержит ли арендная плата за имущество земельную составляющую.
Из материалов дела также не следует, что стороны оформляли земельно-правовые отношения.
Доказательств, свидетельствующих о том, что земельные участки переданы Обществу на условиях аренды, в материалах дела нет, суд эти обстоятельства не устанавливал.
Суд не устанавливал обстоятельства, связанные с определением конкретного плательщика земельного налога в рамках ст. 1 Российской Федерации "О плате за землю" и ст. 654 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом доводов налогового органа относительно передачи в найм имущества физическим лицам по договорам N 1, 2 от 01.01.2000.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 1 Закона РФ "О плате за землю"
При таких обстоятельствах обжалованный судебный акт подлежит отмене, а дело в связи с необходимостью исследования и проверки вышеназванных обстоятельств - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 05.07.2005 по делу N А40-16908/05-98-125 Арбитражного суда г. Москвы отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2005 г. N КА-А40/10103-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании