Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 августа 2005 г. N КА-А40/7283-05-П
(извлечение)
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) от 25.12.03 N АК/16403 и его предписания от 25.12.03 N 105/156-03. Также просило обязать министерство устранить допущенные при вынесении указанных решения и предписания нарушения прав и законных интересов путем нового рассмотрения дела N 105/156-03.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОАО "Дон-Строй", ЗАО "Управление по эксплуатации и ремонту" (далее - ЗАО "УЭР"), Региональная энергетическая комиссия г. Москвы (далее - РЭК г. Москвы), Управление городского заказа Правительства г. Москвы (далее - УГЗ Правительства г. Москвы), Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - ФЭК России).
Решением суда первой инстанции от 29.04.04, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.07.04, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 07.10.04 отменил эти судебные акты и направил дело на новое рассмотрение.
Арбитражный суд г. Москвы произвел замену ФЭК России и УГЗ Правительства г. Москвы на их правопреемников - Федеральную службу по Тарифам (далее ФТС России) и Департамент экономической политики и развития г. Москвы (далее - ДЭПР г. Москвы).
По результатам повторного рассмотрения дела названный арбитражный суд решением от 22.07.05 отклонил заявленное ОАО "Мосэнерго" требование.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.05.05 оставил без изменения это решение суда.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Мосэнерго" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, так как выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также указало на нарушение судом первой и апелляционной инстанции требований Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", п. 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на различном (потребительском) уровне, утвержденных постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-э/8, постановления Правительства г. Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепло-водоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию, ч. 2 ст. 289, ч. 2 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменных возражениях на жалобу Федеральная антимонопольная служба России (правопреемник МАП России) и ОАО "УЭР" просили ее отклонить, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ОАО "Мосэнерго" поддержали жалобу по изложенным в ней доводам. Представители ФАС России и ЗАО "УЭР" просили жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленных в дело письменных возражениях. Другие участвующие в деле лица уведомлены о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном законом порядке.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов суда первой и апелляционной инстанции.
МАП России решением от 25.12.03 N АК/16403 признало ОАО "Мосэнерго" нарушившим требования Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" при расчетах с жилищными организациями за потребленную тепловую энергию и выдало предписание от 25.12.2003 N 105/156-03 об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем применения в расчетах с жилищными организациями - ОАО "Дон-Строй" и ЗАО "УЭР" тарифа "Население" за тепловую энергию, фактически потребляемую населением. Также предписало представить в РЭК г. Москвы полный реестр потребителей с учетом потребляемой мощности и по группам потребителей.
ОАО "Мосэнерго" оспорило в судебном порядке указанные решение и предписание МАП России.
В соответствии с п. 1 ст. 5 названного Закона запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Порядок ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии предусмотрен Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-э/8.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации осуществлять расчеты со своими потребителями по утвержденным регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребителей они относятся.
ОАО "Мосэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий по снабжению тепловой и электрической энергии (приказ ФЭК России от 19.12.1997 N 12/8) и в Реестр субъектов, имеющих на рынке услуг по снабжению тепловой и электрической энергией по присоединенным сетям г. Москвы и Московской области (приказ ТУ МАП России по г. Москве и Московской области от 17.08.1998 N 51).
РЭК г. Москвы постановлением от 14.02.03 N 8 утвердило следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую названным обществом потребителям г. Москвы в 2003 году: по группе "Население" 155 руб./Гкал., по группе "Жилищные организации" - 282 руб./Гкал.
Рассматривая спор, суд первой и апелляционной инстанции установили, что ОАО "Дон-Строй" и ЗАО "УЭР" являются коммерческими организациями, осуществляющими функции управления жилым и нежилым фондом, в том числе поставку энергии населению. Также отметили, что по правилам ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" потребителями электрической и тепловой энергии являются физические или юридические лица, осуществляющие пользование энергией. В связи с чем признали, что энергия, используемая на нужды населения, должна оплачиваться ОАО "Дон-Строй" и ЗАО "УЭР" - жилищными организациями по тарифу "Население", а не "Жилищные организации". Названные судебные инстанции оценили имеющиеся в материалах дела письма РЭК г. Москвы, касающиеся порядка расчетов, и указали, что в них также разъяснено о необходимости применения тарифа "Население" при расчете поставленной для нужд населению энергии. В связи с чем признали оспариваемые по делу акты антимонопольного органа законными.
Вывод суда первой и апелляционной инстанции является правильным.
Ссылка в жалобе на то, что ОАО "Дон-Строй" и ЗАО "УЭР" являются потребителями (абонентами) ОАО "Мосэнерго" согласно заключенным договорам электроснабжения, относятся к группе потребителей "Жилищные организации" и в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 226 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными постановлением ФЭК России от 31.07.02 N 49-э/8, должны оплачивать электрическую и тепловую энергию по тарифам, установленным для группы потребителей "Жилищные организации", отклоняется.
Указанными нормативными актами установлено, что энергоснабжающая организация осуществляет расчет за энергию со своими потребителями по утвержденной регулирующими органами тарифам (ценам) в зависимости от того, к какой группе потребитель относится. Суд первой и апелляционной инстанции правильно признали, что электрическая и тепловая энергия, поставляемая ОАО "Мосэнерго" для нужд населения, должна оплачиваться ОАО "Дон-Строй" и ЗАО "УЭР" по тарифу "Население", так как эти общества не являются потребителями этой энергии.
Применяемый ОАО "Мосэнерго" порядок расчетов с упомянутыми обществами правильно признан антимонопольным органом несоответствующим законодательству.
Довод жалобы об отсутствии единой позиции в РЭК г. Москвы по вопросу расчетов между регулируемой (энергоснабжающей) организацией и муниципальными и коммерческими жилищными организациями, отклоняется. Данный вопрос исследовался судом первой инстанции и противоречий не установлено. РЭК г. Москвы обосновала свою позицию, изложенную в разных письмах (от 06.02.03 N 62-02-20/3, от 10.02.03 N 62-02-60/03, от 21.05.04 N 62-02-362/4) и указала, что за приобретенную для нужд населения энергию жилищная организация, осуществляющая эксплуатацию жилого фонда, должна производить расчет по тарифам, установленным ля группы потребителей "население".
Ссылка в жалобе на постановление Правительства г. Москвы от 26.12.2000 N 1009 "О состоянии расчетов за тепло-водоснабжение и водоотведение в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию" отклоняется. Установленный этим постановлением порядок не затрагивает вопросов, связанных с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, а определяет условия выделения бюджетных субсидий теплоснабжающим организациям при поставке тепловой энергии для бытовых нужд населения.
Утверждение в жалобе о неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, в частности, касающихся возникновения у ОАО "Мосэнерго" убытков (выпадающих доходов), которые влекут исполнение оспариваемых по делу решения и предписания МАП России, отклоняется. Указанные обстоятельства в рамках данного спора выяснению не подлежат.
Довод жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции требований процессуального законодательства не принимается во внимание. Нарушений норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену обжалованных по делу судебных актов, не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции отказывает в удовлетворении кассационной жалобы ОАО "Мосэнерго".
При подаче кассационной жалобы ОАО "Мосэнерго" оплатило госпошлину в размере 2.000 руб., в то время как следовало оплатить 1.000 руб. В связи с чем излишне уплаченная пошлина в размере 1.000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.05 по делу N А40-4561/04-130-55, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.05 N 09АП-3683/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Мосэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Мосэнерго" из федерального бюджета 1.000 руб. излишне уплаченной госпошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 августа 2005 г. N КА-А40/7283-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Вопросы правоприменения. Судебно-арбитражная практика Московского региона", 2007 г., N 3