Мониторинг законодательства
Налоговые отношения
Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Вступит в силу 01.09.2006) ("Российская газета", 30.07.2005)
Этими изменениями конкретизирован порядок исчисления НДС при реорганизации юридических лиц.
К числу операций, не облагаемых НДС, отнесена передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам). Кроме этого глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ дополнена ст. 162.1, которой установлены особенности налогообложения и применения вычетов по НДС при реорганизации организаций.
Положения этого Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (Вступит в силу 01.01.2006, а отдельные положения - 01.01.2007) ("Российская газета", 03.08.2005) ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 16)
Этот закон вносит достаточно много изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Так, максимальный размер выручки для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика повышается до 2 млн руб. До такой же величины увеличена ежемесячная в течение квартала сумма выручки для установления налогового периода - квартал.
С 2006 г. все налогоплательщики будут определять налоговую базу по отгрузке. Теперь НДС нужно будет начислять к уплате в бюджет на дату отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав. Если же до отгрузки будет получена предоплата, то НДС начисляется на дату оплаты. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления НДС нужно будет начислять в последний день месяца каждого налогового периода.
Четко определены случаи, когда НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению. Теперь придется это делать при передаче имущества в уставные капиталы других организаций и при переходе на УСН или ЕНВД. Изменяется и порядок применения вычетов по НДС. Так, например, "входной" НДС при строительстве будет приниматься к вычету не после его окончания, а по общим правилам.
Подробный комментарий к новым правилам исчисления НДС читайте в следующем номере журнала.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (Вступит в силу 01.01.2006) ("Российская газета", 26.07.2005)
Этот Закон вносит изменения в главу 22 "Акцизы" НК РФ. Так, с 1 января 2006 г. отменяется режим налогового склада в отношении алкогольной продукции и акцизные склады оптовых организаций исключаются из числа плательщиков акцизов. В результате всю сумму акцизов будут уплачивать изготовители алкоголя. Ставки акцизов практически на все виды товаров повышены и установлен акциз в размере 2657 руб. за одну тонну прямогонного бензина. Без изменения остались акцизы на вина натуральные и шампанские.
Лица, производящие продукцию нефтехимии с использованием в качестве сырья прямогонного бензина, а также совершающие операции с денатурированным спиртом, должны будут получать свидетельства о регистрации.
Внесен ряд других изменений, направленных на уточнение порядка уплаты акцизов по подакцизным товарам.
Оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 г. и реализующие алкогольную продукцию, полученную до этой даты, должны продолжить уплату акцизов по этой продукции.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (Вступит в силу 01.01.2006) ("Российская газета", 26.07.2005) ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 16)
Этим Законом до 15 млн руб. увеличен размер дохода за 9 месяцев, при котором можно перейти на УСН. Эта сумма будет ежегодно индексироваться применением специального коэффициента. Предельный размер доходов, при котором можно применять УСН, также увеличен - до 20 млн руб. Вновь зарегистрированным организациям (предпринимателям) дается пять дней с момента постановки на налоговый учет для подачи заявления на применение УСН.
Уточнен перечень доходов, включаемых в налоговую базу. Он стал одинаковым для организаций и предпринимателей. А вот перечень расходов расширен. Порядок признания доходов и расходов тоже претерпел уточнения.
В главу 26.2 НК РФ добавлена новая статья, позволяющая предпринимателям, у которых нет наемных работников, перейти на УСН на основе патента. Патент может выдаваться на квартал, полугодие, девять месяцев, год.
С 1 января 2006 г. Закон позволяет налогоплательщикам, перешедшим на УСН с 1 января 2003 г. с объектом налогообложения доходы, единовременно поменять объект налогообложения. Но уведомить об этом налоговые органы нужно до 20 декабря 2005 г.
В отношении ЕНВД расширяется перечень видов деятельности, по которым налог может вводиться, а также уточняются понятия и определения, данные в ст. 346.27 НК РФ. Определено, что при уменьшении налога не более чем на 50% в сумму вычета включаются и взносы в ПФР, и суммы пособий по больничным.
Приказ Минфина России от 20.06.2005 N 75н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" и Рекомендаций по ее заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2005 N 6780) ("Российская газета", 15.07.2005)
Приказом утверждена форма сведений о земельных участках, которые признаются объектом обложения земельным налогом по правилам главы 31 НК РФ, и рекомендации по ее заполнению.
Сведения по этой форме ежегодно подаются органами, осуществляющими ведение Государственного земельного кадастра, в налоговые органы. На основании этих данных налоговый орган контролирует правильность исчисления и уплаты земельного налога организациями и предпринимателями и расчета налога для граждан.
Письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/18 "О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ"
Часть положений Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, который внес изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Эти положения должны быть учтены при составлении декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев, а для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, - начиная с декларации за 7 месяцев 2005 г.
Организации могут учесть изменения, внесенные Законом N 58-ФЗ, подав уточненные декларации за I квартал и полугодие 2005 г., а налоговые органы не имеют право отказать им в этом. Одновременно с уточненными декларациями необходимо представить в налоговые органы приказ руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства.
Если в этом случае возникнет недоимка по налогу на прибыль, то пени не начисляются. Письмо Минфина России 06.07.2005 N 03-03-02/16 "О порядке определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ"
Положения Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, которые затронули порядок определения доли налога на прибыль, уплачиваемой за обособленные подразделения организации, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Долю налога теперь нужно рассчитывать, исходя из удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества за отчетный (налоговый) период, а не на конец отчетного периода.
Минфин разъяснил, что среднесписочную численность работников нужно рассчитывать по правилам, установленным Росстатом, а остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период определять по правилам, установленным ст. 376 НК РФ для расчета налога на имущество.
Обратим внимание, что в письме от 30.06.2005 N 03-03-04/4/6 Минфин России указал на необходимость произвести перерасчет налога на прибыль, если предприятие рассчитало налог за I квартал 2005 г., используя данные о среднесписочной численности работников обособленного подразделения на конец отчетного (налогового) периода.
Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 "О должностных лицах, уполномоченных излагать официальную позицию Минфина в письменных разъяснениях по вопросам применения налогового законодательства"
Согласно п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или его должностными лицами. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
В этом письме Минфин России назвал должностных лиц, которые могут давать письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Ими являются министр финансов, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.
Письмо ФНС России от 20.06.2005 N 22-3-11/1115 "О применении ККТ" ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 15)
Этим письмом ФНС разъяснила вопросы применения контрольно-кассовой техники при расчетах по договорам займа, комиссии, агентскому договору и договору поручения.
Так, ККТ не применяется, при расчетах по договору беспроцентного займа, поскольку здесь отсутствует факт продажи товара (выполнения работ, оказания услуг).
Применять ККТ должны комиссионер и агент, продающие товары комитента (принципала) от своего имени за наличный расчет.
В случаях когда они передают наличные комитенту или доверителю, применять ККТ не обязательно, так как комитент может принять деньги путем оформления приходного кассового ордера. Как считает ФНС, в данном случае операций по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг нет.
При продаже товаров агентом, но от имени принципала (с использованием зарегистрированной принципалом ККТ) через стационарный объект организации торговли, принадлежащий принципалу (используемый принципалом), деятельность принципала должна относиться к розничной торговле и он обязан применять ККТ.
Письмо ФНС России от 23.05.2005 N 03-4-03/844/28 "О налогообложении при реализации объектов интеллектуальной собственности" ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 15)
Этим письмом ФНС разъяснила, что для определения объекта обложения НДС при приобретении российской организацией исключительных имущественных авторских прав на аудиовизуальное произведение у иностранного контрагента нужно руководствоваться подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В соответствии с указанным подпунктом местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель осуществляет деятельность на территории РФ. Данное положение нужно применять и при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Поэтому при приобретении авторского права у иностранного контрагента местом их реализации признается территория Российской Федерации и соответственно возникает объект обложения налогом на добавленную стоимость. Российская организация становится налоговым агентом, она должна удержать сумму НДС с доходов иностранного контрагента и уплатить ее в бюджет.
Социальное страхование
Приказ Минздравсоцразвития России от 06.06.2005 N 384 "Об изъятии из обращения бланков листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) "
Согласно этому приказу с 31 июля 2005 г. из обращения изымаются бланки листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета).
Организации должны принимать к оплате листки нетрудоспособности голубого цвета, только если они выданы до 31 июля 2005 г.
Если временная нетрудоспособность работника наступила с 31 июля 2005 г., то она должна быть оформлена листком нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета).
Государственное регулирование
Федеральный закон от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Вступит в силу 01.01.2006) ("Российская газета", 26.07.2005) ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 16)
Закон устанавливает размеры сборов при обращении за выдачей лицензий на производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта, алкогольной продукции, вин, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, порядок их уплаты, а также продления и переоформления лицензий.
Установлено, что сбор уплачивается организацией один раз за весь срок действия лицензии и не зависит от количества имеющихся обособленных подразделений, которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности.
Размеры сборов установлены в зависимости от вида деятельности и существенно повышены. Так, например, за лицензию на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) нужно будет заплатить сбор в размере 3 млн руб. (вместо прежних 50 тыс. руб.), а за производство, хранение и поставку произведенного вина - 250 тыс. руб. (вместо 50 тыс. руб.).
С вступлением в силу этого Закона отменяется Федеральный закон от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции".
Федеральный закон от 21.07.2005 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"" (Вступит в силу 27.01.2006) ("Российская газета", 26.07.2005)
Действующий Закон о рекламе дополнен положением, согласно которому к рекламе будет относиться и информация о виде деятельности организаций (предпринимателя). Кроме этого Закон о рекламе дополнен статьей, которая должна регулировать рекламу, относящуюся к деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари.
Одновременно существенно увеличены штрафы за нарушение законодательства о рекламе. Теперь должностные лица могут быть оштрафованы в размере до 200 МРОТ, а организации - до 5000 МРОТ.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 109-ФЗ "О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Вступил в силу 26.07.2005) ("Российская газета", 26.07.2005)
Согласно этому Закону срок исковой давности по признанию ничтожной сделки недействительной снижен с десяти до трех лет. Срок исковой давности начинает исчисляться со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Федеральный закон от 18.07.2005 N 89-ФЗ "О внесении изменения в статью 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (Вступил в силу 20.07.2005) ("Российская газета", 20.07.2005) ("Официальные документы и разъяснения", 2005, N 16)
Этот Закон предоставил банкам право в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, если на нем нет денежных средств и операции по этому счету не совершались в течение двух лет.
Для закрытия счета банк должен направить клиенту письменное предупреждение, и если по истечении двух месяцев деньги на счет не поступили, то счет закрывается.
Закон позволяет закрыть счета, открытые клиентам до его вступления в силу.
Д. Мозоль
"Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16