Комментарий к письму Минфина РФ
от 11 июля 2005 г. N 03-11-04/2/21
"О расходах на управление организацией и приобретение объектов
основных средств при применении упрощенной системы налогообложения"
Организация решила выяснить у работников Минфина, можно ли ей относить на затраты управленческие расходы, если фирма применяет УСН-режим. Для этого прежде всего нужно разобраться, что включает в себя понятие управленческих расходов. Обратимся к нормам бухгалтерского учета.
Затраты на управление
Расходы организации в бухгалтерском учете могут классифицироваться по различным признакам. Например, затраты по обычным видам деятельности классифицируются по трем направлениям:
- для расчета себестоимости продукции;
- для принятия решений (коммерческие расходы);
- для осуществления контроля и регулирования деятельности организации (управленческие расходы).
Следовательно, управленческие расходы включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99). В налоговом учете подобного деления нет. Значит, понятие "управленческие расходы" относится к области бухгалтерского учета и не употребляется в налоговом законодательстве. Поэтому в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса не могут быть указаны такие виды затрат организации, как коммерческие и управленческие расходы. Ведь налоговое законодательство использует иную классификацию затрат организации - не по направлениям и характеру деятельности фирмы, а по экономическому содержанию расходов.
"Упрощенцы", как известно, бухгалтерский учет не ведут. Поэтому им приходится все расходы классифицировать только с позиций Налогового кодекса - по экономическим элементам. А значит, управленческие расходы базу по единому налогу не уменьшат.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты:
- на управление организацией или отдельными ее подразделениями;
- на приобретение услуг по управлению организацией или ее филиалом.
На наш взгляд, понятие "затраты на управление организацией", которое используется в этой статье, не тождественно бухгалтерскому понятию "управленческие расходы". Тем более что состав подобных расходов не расшифрован и непонятно, что же имели в виду законодатели, когда писали данное положение. Это может быть и пачка бумаги, приобретенная для принтера, и заработная плата секретаря, и амортизация секретарского компьютера, и налог на имущество на этот компьютер. Следовательно, если затраты организации подпадают под действие других положений Налогового кодекса, лучше воспользоваться именно ими, не ссылаясь на подпункт 18 пункта 1 статьи 264.
Как же быть с основным средством?
Фирма также отметила одно интересное противоречие в статьях кодекса. Уменьшить полученные доходы на сумму оплаченных расходов "упрощенцы" могут лишь в том случае, если расходы соответствуют критериям, установленным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). А там указывается, что фирма или предприниматель может уменьшить полученные доходы только на сумму тех расходов, которые не указаны в статье 270 Налогового кодекса.
Вот в чем загвоздка: в пункте 5 этой статьи поименованы расходы по приобретению или созданию амортизируемого имущества. Что же, теперь вообще нельзя отнести на расходы стоимость приобретенных объектов? Работники Минфина не стали достаточно подробно освещать этот вопрос. Давайте разберемся самостоятельно.
При УСН-режиме основные средства и нематериальные активы не амортизируются, а затраты на их приобретение сразу после ввода в эксплуатацию включаются в состав расходов (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
В целях расчета налога на прибыль расходы организации можно разделить на две группы:
- указанные в статье 270 Налогового кодекса;
- не перечисленные в этой статье.
В случае применения упрощенной системы налогообложения все расходы также делятся на две группы:
- указанные в статье 346.16 Налогового кодекса;
- не отмеченные в этой статье.
Но данные группировки расходов совершенно разные. Состав расходов, которые включаются в эти группы, не совпадает. Поэтому для "упрощенки" не может являться критерием признания расхода упоминание или неупоминание его в статье 270 кодекса. Это противоречит положениям главы 26 главного налогового документа.
Кроме того, определенным критериям должны соответствовать только те расходы, которые указаны в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Под критериями расходов, по мнению Минфина, законодатели понимали их экономическую обоснованность и документальную подтвержденность. Только наличие этих признаков превращает затраты в расходы. Причем это положение можно распространить как на плательщиков налога на прибыль, так и на "упрощенцев".
О.А. Курбангалеева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.