Комментарий к письмам Минфина России
от 06.07.2005 N 03-03-02/18 и N 03-03-02/16
Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ изменил порядок расчета показателей, необходимых для распределения прибыли между головной организацией и обособленными подразделениями. Поправка озадачила фирмы: теперь им предстоит определять остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период, а не на его конец, как прежде. Работники финансового ведомства попытались объяснить организациям методику расчета этого показателя.
Многие поправки, внесенные в главу 25 Налогового кодекса Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, имеют обратную силу. В связи с этим у организаций возникают два закономерных вопроса: нужно ли учитывать изменения при составлении полугодовой декларации по налогу на прибыль и обязаны ли фирмы произвести пересчет за прошедшие отчетные периоды. На них Минфин ответил в опубликованном письме от 06.07.2005 N 03-03-02/18. В другом документе (письмо Минфина России от 06.07.2005 N 03-03-02/16) финансисты разъясняют, как с учетом внесенных изменений организациям следует определять долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение.
Налог на прибыль по филиалам
Фирмы, которые имеют обособленные подразделения, должны платить налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по местонахождению головной организации (п. 1 ст. 288 НК РФ). А вот часть налога, подлежащую уплате в региональный бюджет, им следует распределять между всеми подразделениями и головным офисом (п. 2 ст. 288 НК РФ). При этом организация рассчитывает долю прибыли по обособленному подразделению как среднее арифметическое двух величин:
- удельного веса среднесписочной численности работников подразделения в среднесписочной численности сотрудников в целом по организации (вместо этого показателя фирма может использовать другой - расходы на оплату труда);
- удельного веса остаточной стоимости основных средств подразделения в остаточной стоимости основных средств по всей организации.
Поправки, внесенные законодателями, изменяют порядок расчета этих показателей.
Одну проблему решили... В прежней редакции пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса предписывал организациям для расчета удельного веса брать данные о среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств на конец отчетного (налогового) периода. В связи с такой формулировкой у организаций возникали трудности с подсчетом среднесписочной численности работников: определить значение этого показателя на конкретную дату просто невозможно. Поэтому, несмотря на требование Налогового кодекса, инспекторы сами предлагали фирмам рассчитывать среднесписочную численность работников за последний месяц отчетного или налогового периода. Такое разъяснение содержалось в пункте 8.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Поправки, внесенные Законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, устранили это противоречие. Теперь организации должны определять среднесписочную численность работников (расходы на оплату труда), а также остаточную стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период.
...другая возникла. Однако изменения в статью 288 Налогового кодекса не сняли всех вопросов, связанных с необходимостью распределения прибыли. В новой редакции нормы этой статьи стали невыполнимы в отношении основных средств. Дело в том, что их остаточную стоимость можно рассчитать лишь на конкретную дату (как предписывалось прежде), а не за какой-либо период (как установлено теперь).
Предвидя вопросы организаций, Минфин в опубликованном письме от 06.07.2005 N 03-03-02/16 попытался разъяснить, как фирмы должны определять стоимость основных средств за отчетный или налоговый период. Сразу отметим, что предложенный алгоритм не совсем корректен, поскольку он фактически предполагает подмену установленного Налоговым кодексом показателя "остаточная стоимость основных средств" другим - "средняя (среднегодовая) остаточная стоимость основных средств". Однако очевидно, что буквально выполнить требования статьи 288 кодекса невозможно.
Итак, Минфин предложил рассчитывать удельный вес остаточной стоимости основных средств по правилам, предусмотренным пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса для целей расчета налога на имущество. То есть организациям необходимо рассчитать среднюю остаточную стоимость основных средств, сложив остаточную стоимость этих объектов на 1-е число каждого из месяцев отчетного (налогового) периода и разделив полученную сумму на количество этих месяцев, увеличенное на единицу.
Работники финансового ведомства разъяснили в письме не только общий порядок. Они указали также, как необходимо рассчитывать долю прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, которое фирма создала в середине налогового периода. Таким организациям придется при расчете учитывать остаточную стоимость основных средств на 1-е числа месяцев, предшествующих созданию подразделения, по нулевой оценке.
Когда учесть поправки?
В отношении многих изменений, внесенных в главу 25 Налогового кодекса, в Законе N 58-ФЗ указано, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. К их числу относится, в частности, рассмотренная поправка в статью 288 Налогового кодекса. Кроме этого фирмы задним числом получили, например, право самостоятельно определять перечень прямых расходов и методику их распределения на остатки незавершенного производства. Поэтому в июле для бухгалтеров стал более чем актуальным вопрос: нужно ли учесть подобные поправки уже при составлении полугодовой декларации?
Хотя изменения и распространяются на прошлые отчетные периоды этого года, вступают в силу они только с 15 июля 2005 года (через месяц после официальной публикации в "Российской газете" от 14 июня 2005 года). Поэтому учитывать их при составлении отчетности за полугодие организации не обязаны. Но вот при подаче деклараций за январь-июль и 9 месяцев этого года организациям, которые отчитываются соответственно ежемесячно и ежеквартально, придется отражать данные уже с учетом поправок. Такие разъяснения дал Минфин в опубликованном письме от 06.06.2005 N 03-03-02/18. В отношении же прошедших отчетных периодов 2005 года в документе идет речь лишь о праве, а не об обязанности фирм представить уточненные декларации.
Обратите внимание: организациям, прежде чем учитывать некоторые поправки, необходимо внести изменения в учетную политику, например, если они решат включать таможенные пошлины в стоимость приобретенных товаров (ст. 320 НК РФ). Соответствующие приказы, отмечает Минфин, необходимо представить в инспекцию. Такая обязанность законодательно не предусмотрена, но при проведении камеральной проверки инспектор учетную политику потребовать вправе.
И еще на один животрепещущий вопрос дал ответ Минфин. Фирмы не застрахованы от возникновения недоимки в результате применения новых норм. Например, организации, распределив по новым правилам прибыль между головным офисом и подразделениями, находящимися в разных субъектах РФ, могут получить недоплату в один из региональных бюджетов и переплату в другой. Недоимка может возникнуть и у фирм, пересмотревших резерв по сомнительным долгам. Грозят ли санкции таким организациям? По мнению Минфина, налоговая в подобных ситуациях начислять пени не вправе.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 16, август 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.