Оценка работы современного стационара с точки зрения врачей
В современных условиях руководство стационаров при осуществлении процесса управления все более нуждается в оперативно получаемой и надежной информации об эффективности деятельности как организации в целом, так и ее структурных подразделений. Обычно на практике деятельность учреждения оценивается с помощью большого числа различных показателей, каждый из которых, однако, отражает лишь один из ее аспектов (Кадыров Ф.Н., 1998; Лисицын Ю.П., 1998). И хотя их совокупность позволяет организатору здравоохранения получить развернутое представление об эффективности работы организации, тем не менее, такого рода оценки носят исключительно количественный характер, а разнонаправленность показателей создает значительные трудности при выработке окончательного суждения (Решетников А.В., 2002). Кроме того, за рамками этой оценки остаются сами врачи, профессиональные и личные качества которых являются во многом определяющими в процессе оказания медицинской помощи, что и послужило актуальным основанием для разработки методики и проведения комплексного медико-социологического исследования с позиций социологии медицины основных параметров деятельности и характеристик работников стационаров.
Такая постановка цели исследования основывалась на том, что социально-демографические характеристики врача-клинициста, его поведенческие установки и реальные действия, подкрепленные соответствующим ресурсным обеспечением при благоприятных условиях труда, являются определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечении стабильного функционирования системы здравоохранения.
В свою очередь социальный портрет врача-клинициста оценивался через совокупность его социально-демографических характеристик, материальное положение, обеспеченность ресурсами, организацию работы в стационаре, взаимодействие между поликлиническими и стационарными отделениями и т. д.
В ходе исследования были изучены основные личные характеристики и параметры деятельности современного врача стационара на примере одного из ведущих медицинских учреждений РФ Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова (далее Клинический центр).
Как известно количественные и качественные показатели работы лечебно-профилактического учреждения во многом зависят от профессиональной структуры кадров, которую можно описать как необходимое сочетание личного состава, квалификации, уровня компетенции, умения, знаний и опыта, необходимых для организации эффективной работы ЛПУ, обеспечения качества медицинской помощи (Решетников А.В., 2003).
Медико-социологическое исследование позволило проанализировать кадровый состав Клинического центра по половозрастным характеристикам. В ходе анкетирования, проведенного в 2004 г. было опрошено 323 врача, из них 39,2% - мужчины и 60,8% - женщины. По возрасту респонденты распределились следующим образом: до 30 лет - 15,8%, от 31 до 40 лет - 30,9%, от 41 до 50 лет - 26,7%, от 51 до 60 лет - 17,0% и старше 60 лет - 9,6% (рис. 1), что свидетельствует о нахождении большинства медицинских работников в достаточно благоприятном, с точки зрения трудовой активности, возрастном периоде (31-50 лет). Наибольшая половозрастная категория - женщины в возрасте от 41 до 50 лет (19,3%). (рис. 1)
Среди общего числа респондентов 71,2% состоят в браке, 25,7% холосты (не замужем) и 0,9% вдовы (вдовцы).
По основной врачебной специальности врачи распределились следующим образом: терапия (12,7%), хирургия (11,5%), акушерство и гинекология (5,6%), неврология (5,3%), анестезиология и реаниматология (5,3%), оториноларингология (4,0%) (табл. 1), что практически соответствует структуре кадров Клинического центра. Кроме того, 21,2% респондентов указали помимо основной врачебной специальности - дополнительную. Были названы: терапия (11,3% от общего числа, указавших дополнительную врачебную специальность), пульмонология (7,1%), кардиология (5,6%), хирургия (5,6%), иглорефлексотерапия (4,2%), организация здравоохранения (4,2%), педиатрия (4,2%), эндокринология (4,2%), эндоскопия (4,2%) и др.
Образовательный уровень врачей-клиницистов характеризуется наличием у них научных степеней: 29,4% опрошенных имеют ученую степень, в том числе 26,9% - кандидаты медицинских наук, 2,5% - доктора медицинских наук.
Таблица 1
Основная врачебная специальность опрошенных врачей
Специальность | % |
- терапия | 12,7 |
- хирургия | 11,5 |
- акушерство и гинекология | 5,6 |
- неврология | 5,3 |
- анестезиология и реаниматология | 5,3 |
- оториноларингология | 4,0 |
- кардиология | 3,7 |
- фтизиатрия | 3,7 |
- гастроэнтерология | 3,1 |
- эндокринология | 3,1 |
- урология | 2,8 |
- педиатрия | 2,5 |
- пульмонология | 1,9 |
- дерматовенерология | 1,5 |
- нейрохирургия | 1,5 |
- челюстно-лицевая хирургия | 1,2 |
- психиатрия | 1,2 |
- нефрология | 0,9 |
- другое | 8,1 |
- нет ответа | 20,4 |
Итого: | 100,0 |
На момент проведения опроса почти 40,0% опрошенных врачей работали в здравоохранении более 20 лет, при этом более половины из них (61,2%) находились в пенсионном и предпенсионном возрасте. На втором месте - 31,6% - категория работающих в здравоохранении от 11 до 20 лет, а специалистов со стажем работы до 5 лет в выборке всего 16,7% (табл. 2). Штаты обследованных клиник укомплектованы в основном врачами с большим опытом работы, что положительно влияет на качество медицинского обслуживания, вместе с тем небольшой удельный вес молодых специалистов, говорит о недостаточных темпах обновления кадров, передачи профессионального опыта и может негативно повлиять на развитие кадровой структуры в будущем.
Таблица 2
Стаж работы
Стаж работы в здравоохранении | % | Стаж работы в данной должности | % |
До 1 года | 2,8 | До 1 года | 6,5 |
От 1 года до 5 лет | 13,9 | От 1 до 5 лет | 21,7 |
От 6 до 10 лет | 9,3 | От 6 до 10 лет | 16,4 |
От 11 до 15 лет | 18,0 | От 11 до 15 лет | 13,0 |
От 16 до 20 лет | 13,6 | От 16 до 20 лет | 14,6 |
От 21 до 25 лет | 15,5 | От 21 до 25 лет | 7,4 |
Более 25 лет | 24,4 | Более 25 лет | 13,9 |
Нет ответа | 2,5 | Нет ответа | 6,5 |
Итого: | 100,0 | Итого: | 100,0 |
По стажу работы на своей последней должности на момент опроса 21,7% врачей работали от 1 года до 5 лет. Столько же респондентов (21,3%) работали в данной должности более 20 лет.
Подавляющее большинство врачей (70,0%) имеет квалификационную категорию, из них 51,7% - высшую, 12,1% - первую и 6,2% - вторую. Сопоставляя данные социологического исследования с данными официальной статистики (в 2000 г. в РФ 19,0% врачей имели высшую квалификационную категорию, 22,0% - первую, 7,0% - вторую), следует отметить высокий профессиональный уровень врачей-клиницистов, который обеспечивается за счет непрерывного повышения мастерства, регулярного обучения на курсах повышения квалификации и стимулируется за счет прохождения обучения студентов, интернов, ординаторов, аспирантов на базе Клинического центра.
В течение последних пяти лет учебу проходили 88,9% респондентов, в том числе 56,0% год назад, а 1,5% - в текущем году.
Несмотря на то, что по данным социологического опроса заработная плата врачей за последний год увеличилась, что отметили 63,5% опрошенных, в среднем врач зарабатывает, включая совмещения, 5135 рублей. По данным Госкомстата в 2003 г. средняя заработная плата в РФ составила 5512 руб., прожиточный минимум за этот период - 2112 руб. Следовательно, средняя заработная плата врачей-клиницистов сопоставима со средней заработной платой по РФ*(1).
Подробный анализ заработной платы показывает, что почти у трети респондентов (29,1%) заработная плата находится на уровне 6000-8000 руб., у четверти опрошенных (25,7%) - от 4000 до 6000 руб., и у 10,5% врачей составляет 8000-10000 рублей в месяц (рис. 2).
Вместе с тем, желаемая заработная плата для врачей-клиницистов в соответствии с имеющейся квалификацией, практическим опытом, затратами времени и физической нагрузкой, по данным социологического опроса, должна составлять в среднем 17155 руб. (варьируется от 7500 до 100000 рублей).
Не маловажным показателем, характеризующим материальное положение врачей, является уровень доходов в расчете на одного члена семьи (рис. 3).
Почти половина опрошенных (45,3%) врачей имеет доход на одного члена семьи от 3000 до 5000 руб., и 20,1% респондентов менее 3000 руб. На третьем месте (14,9%) находится категория респондентов располагающих среднедушевыми доходами от 5000 до 7000 руб.
Очевидно, что подавляющее большинство опрошенных врачей располагают довольно низкими доходами. Прожиточный минимум в Москве в 3 квартале 2003 года составлял 3199 рублей, что говорит о сложном финансовом положении врачей более пятой части которых живут за чертой бедности.
В этой связи дополнительно был задан вопрос о наличии социальных льгот по месту работы. Более 40,0% респондентов затруднилась ответить на него, 35,0% указали большой отпуск, 18,3% - предоставление льготных путевок в санатории и дома отдыха, 15,5% - бесплатное лечение в престижных ЛПУ, 7,4% - возможность получения постоянного жилья по очереди, 2,8% - предоставление служебного жилья (общежития).
Не смотря на значительный груз ответственности за состояние здоровья пациентов, лежащий непосредственно на враче, процесс лечения во многом обусловлен еще и тем, обладает ли медицинский работник достаточными ресурсами для адекватного и эффективного лечения пациента. В ходе социологического опроса врачи-клиницисты дали свою оценку по пятибалльной шкале обеспеченности клиник основными ресурсами (рис. 4).
В основе любого ресурсного обеспечения лежат финансовые ресурсы, так как от них в конечном итоге зависит обеспеченность всем остальным. Так, обеспеченность финансовыми средствами из бюджетных источников врачи оценили на 2,39 балла, средствами ОМС - 2,51, средствами ДМС - 2,49, средствами от оказания платных медицинских услуг - 2,45. При этом финансов, аккумулируемых в медицинском учреждении, по мнению опрошенных врачей недостаточно для обеспечения эффективной работы клиник.
Чуть выше среднего респонденты оценили обеспеченность Клинического центра медицинской техникой, оборудованием (3,21 балла) и лекарствами (3,17 балла). Несколько худшие оценки получили показатели обеспеченности рабочими площадями (2,82 балла), транспортными средствами (2,74 балла) и бытовой техникой (2,81 балла).
Оценки обеспеченности Клинического центра кадрами не однозначны и варьируются в зависимости от категории персонала. Так, максимальную оценку получила обеспеченность врачами - 4,05 балла, на втором месте обеспеченность средним медицинским персоналом - 3,12, хуже всего обстоит дело с младшим медицинским персоналом - 2,19 балла.
В целом общий технологический уровень Клинического центра большинство респондентов охарактеризовало как высокий и очень высокий (45,1%), 39,9% респондентов считают его средним, а 13,0% - "низким" и "очень низким".
Большое влияние на качество выполнения своих профессиональных обязанностей оказывает приходящаяся на каждого врача нагрузка. По данным социологического опроса в среднем каждый врач наблюдает 3 палаты и оказывает медицинские услуги 15 пациентам. На осмотр (лечение) пациентов врачи расходуют около 6,0 часов в день.
Количество дежурств, приходящихся на каждого врача, в среднем по отделению и клинике практически совпадает. 18,3% по отделению и 20,4% по медицинскому учреждению дежурят "чаще одного раза в месяц", а 8,7%, и 7,1% соответственно - "реже одного раза в месяц". Необходимо отметить, что довольно велик удельный вес респондентов, у которых нет дежурств (по отделению 10,2% и по клинике 11,5%), а также не ответивших на эти вопросы (21,1 и 28,2% соответственно).
В ходе исследования был выявлен и ряд особенностей изменения профессиональной нагрузки на врачей, по мнению которых, количество пациентов в обычной палате не постоянно и изменяется в зависимости от времени года (табл. 3). Как правило, среднее количество пациентов в палате осенью, зимой, весной от 4 до 8 человек, а в летние месяцы - уменьшается.
Распределение ответов медицинских работников на вопрос об условиях пребывания пациентов в Клиническом центре представлено на рисунке 5.
Условия пребывания пациентов в отделении оценили как удовлетворительные 44,6% респондентов, хорошие - 33,7%, плохие - 18,3%. Данные в целом по клинике не значительно отличаются от данных по отделению (удовлетворительные - 50,5%, хорошие - 24,7%, плохие - 13,7% респондентов).
Таблица 3
Количество пациентов в палате в зависимости от времени года (%)
Количество пациентов в палате | Лето | Осень | Зима | Весна |
до 4 пациентов | 35,2 | 15,8 | 13,0 | 13,6 |
от 4 до 8 пациентов | 37,8 | 47,7 | 47,7 | 47,7 |
более 8 пациентов | 11,5 | 20,7 | 24,1 | 22,6 |
соответствие койкам | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
нет ответа | 15,2 | 15,5 | 14,9 | 15,8 |
Итого: | 100, 0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Пристальное внимание, уделяемое в последнее время вопросам переноса акцентов со стационарной на амбулаторно-поликлиническую помощь, усилению взаимодействия соответствующих отделений и отдельных специалистов в ЛПУ, предопределило и то, что врачам-клиницистам был задан вопрос о существовании преемственности между поликлиническими и стационарными отделениями Клинического центра. Большинство врачей (57,8%) считают, что преемственность между амбулаторными и больничными отделениями существует и при этом выражается в следующем:
- при клинике есть поликлиническое отделение, с которым налажено тесное сотрудничество (62,9%),
- пациент поступает из амбулаторно-поликлинического отделения (АПО) с готовыми первичными анализами на руках (59,0%),
- эффективная работа медицинских работников АПО позволяет отсеять необоснованные обращения и снизить численность поступающих на лечение в стационар (49,4%).
Почти треть (27,6%) врачей-клиницистов считают, что преемственность между АПО и клиниками отсутствует. Причем, основной причиной является отсутствие продуманного нормативного регулирования (73,6%), недостаточная организация данной работы со стороны медицинских работников АПО (43,7%) и большой поток пациентов (31,0%).
Особый интерес для исследования представляла собой попытка определения существующей динамики развития организационного и лечебно-диагностического процессов в клиниках и выявления характера их направленности. Изменения, произошедшие в работе Клинического центра в течение последнего года, представлены в таблице 4. Так, по мнению врачей, повысился профессиональный уровень медицинских работников (53,9%), усилился контроль за качеством медицинской помощи (45,2%), соответственно улучшилось и качество оказываемой медицинской помощи (35,9%). Кроме того, произошли положительные изменения в снабжении лечебных учреждений оборудованием (38,1%). В то же время ухудшилось состояние самих клиник (34,4%), оборудования (28,5%) и условия труда медицинских работников (19,5%). Не произошло значительных изменений в снабжении клиник медицинскими препаратами.
Несмотря на то, что в Клиническом центре, по мнению респондентов, существуют определенные проблемы с обеспеченностью ресурсами (дефицит финансовых ресурсов, нехватка младшего медицинского персонала и т. д.) в целом организацию процесса оказания медицинской помощи врачи оценивают как хорошую (52,9%) и отличную (7,7%), а треть (33,8%) - как удовлетворительную.
Качество медицинской помощи, предоставляемой в Клиническом центре, характеризуется как высокое (62,5%) и удовлетворительное (32,9%).
Таблица 4
Изменения, произошедшие за последний год в работе Клинического центра (%)
улучшилось | осталось прежним |
ухудшилось | затрудняюсь отве- тить |
Итого | |
Снабжение Клинического центра оборудованием | 38,1 | 43,7 | 9,3 | 8,9 | 100,0 |
Состояние оборудования | 13,3 | 48,0 | 28,5 | 10,2 | 100,0 |
Снабжение медицинскими препаратами | 21,4 | 49,2 | 21,0 | 8,4 | 100,0 |
Состояние Клинического центра | 30,3 | 29,1 | 34,4 | 6,2 | 100,0 |
Качество оказываемой медицинской помощи | 35,9 | 54,5 | 2,5 | 7,1 | 100,0 |
Контроль за качеством работы медицинских работников |
45,2 | 36,2 | 2,5 | 16,1 | 100,0 |
Профессиональный уровень медицинских работ- ников |
53,9 | 36,5 | 1,9 | 7,7 | 100,0 |
Условия труда медицинских работников | 13,6 | 59,2 | 19,5 | 7,7 | 100,0 |
Данные опроса дали возможность четко представить себе перечень мероприятий, позволяющих повысить количественные показатели работы клиник, в частности, увеличить оборот койки. К таким мерам, по мнению врачей, относятся: улучшение снабжения лекарственными препаратами (21,8%), повышение качества и эффективности работы медицинского персонала (19,8%), поступление и выписка во все дни недели (19,6%), уменьшение количества поступающих пациентов за счет увеличения нагрузки на поликлинические (консультативные) отделения (17,0%), ограничение времени пребывания в стационаре (13,3%) и т. д.
Исследование врачей Клинического центра показало необходимость совершенствования планирования кадрового потенциала стационаров на основе разработки и использования нормативов численности персонала.
Повышение эффективности использования ресурсов возможно за счет увеличения оборота койки, которое в свою очередь может быть достигнуто путем повышения качества и эффективности работы медицинского персонала, поступления и выписки пациентов во все дни недели, уменьшения количества поступающих пациентов за счет увеличения нагрузки на поликлинические отделения, улучшения снабжения лекарственными препаратами, ограничения времени пребывания в стационаре.
Улучшение работы и условий труда врачей можно осуществить за счет:
1) материального и морального стимулирования труда;
2) укрепления дисциплины на всех уровнях;
3) ускорения внедрения результатов научно-исследовательских работ врачей в текущий лечебно-диагностический процесс;
4) капитального ремонта отдельных блоков, отделений, помещений клиник;
5) создания комнат психо-эмоциональной разгрузки;
6) обеспечения полноценного питания на рабочем месте и др.
Список литературы
1. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда работников лечебно-диагностических служб // Здравоохранение. - 1998. - N 8. - С. 7-15.
2. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. - М.: Медицина, 2003. - 1048 с.
3. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): руководство. - М.: Медицина, 2002. - 976 с.
4. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения / Под ред. Ю.П. Лисицына. - Казань, 1998. - 698 с.
П.Н. Морозов,
кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ,
директор Клинического центра Московской медицинской академии
им. И.М. Сеченова
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Средняя заработная плата в Москве, в 2003 году составляла 9800 рублей, т.е. в 1,9 раза больше, чем у врачей Клинического центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru