Проблемы "обновленного" земельного налога
С 1 января 2006 года утратит силу Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и земельный налог на территории муниципальных образований будет устанавливаться нормативными правовыми актами их представительных органов. Так определено главой 31 НК РФ. Если упомянутые акты не будут приняты и опубликованы до 1 декабря 2005 года, то в 2006 году на соответствующих территориях земельный налог взиматься не будет.
Чтобы обеспечить своевременное принятие актов о земельном налоге, их единообразие и соответствие федеральному законодательству, Управление разработало типовой проект решения (постановления), рекомендуемого к принятию представительными органами муниципальных образований, который направило в Правительство Рязанской области. Проект также разослан межрайонным налоговым инспекциям области. Им дано поручение наладить взаимодействие с мунициальными органами, уполномоченными с 1 января 2006 года вводить на подведомственной территории земельный налог, и оказать им консультационную помощь в подготовке нормативных правовых актов.
Что необходимо сделать до введения налога? Сегодня статьи 35 и 36 Земельного кодекса позволяют взимать налог с фактически используемых земельных участков, права на которые не оформлены. А глава 31 НК РФ признает налогоплательщиками организации и физических лиц, обладающих земельными участками на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. Это означает, что с введением земельного налога в соответствии с 31-й главой НК РФ нормы Земельного кодекса не будут играть роли для целей налогообложения. А значит, из-под налогообложения выпадут фактически используемые земельные участки, документы на которые не оформлены. В связи с этим Управление активизировало процесс оформления прав на земельные участки.
Сегодня ставки платы за аренду государственных и муниципальных земель, как правило, равны ставкам земельного налога. Если сохранить условия договоров аренды без изменения, то с 1 января 2006 года в местных бюджетах можно ожидать значительный перевес земельного налога по сравнению с арендной платой. Поэтому уже сейчас нужно приступить к пересмотру условий договоров аренды и установить механизм исчисления арендной платы за землю исходя из ее кадастровой стоимости аналогично тому, который определен в Налоговом кодексе для земельного налога.
В качестве эксперимента Управление предложило Правительству Рязанской области уже во 2-м полугодии 2005 года применить указанный порядок взимания арендной платы в Рязани и других крупных городах области. На этих территориях будут опробованы новые подходы к взиманию земельного налога, установленные Кодексом. Это позволит избежать многих ошибок и недочетов при введении "обновленного" земельного налога с 1 января 2006 года, а также обеспечит дополнительные поступления в местные бюджеты в 2005 году.
Рязанская область
Количество инспекций: 10, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 927 932, в том числе организаций - 26 246, граждан - 901 686 (по состоянию на 1 января 2005 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2004 год: 15 735,4 млн. руб. (117,9% от аналогичного показателя 2003 года).
Сайт: www.r62.nalog.ru
В.С. Сонькин,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга,
руководитель Управления ФНС России по Рязанской области
"Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99