Учимся налоговой дипломатии
Советы бухгалтеров
Надеяться на то, что когда-либо в нашем государстве примут такие законы, от которых всем и сразу жить станет легче, по меньшей мере неразумно. Поэтому нужно брать все в свои руки и настраивать отношения самим. У многих бухгалтеров есть наработанные методы общения с налоговыми инспекторами. Мы постарались собрать их воедино и составить некий алгоритм, который, возможно, поможет вам не оказаться в ситуации, описанной выше.
Относитесь с уважением. Даже если вы понимаете, что та девочка, которая принимает у вас отчетность, знает в сто раз меньше, чем вы, постарайтесь не показывать ей этого. Продемонстрируйте, что вы считаете ее специалистом, и вполне возможно, что в следующий раз она вспомнит вас и примет баланс без лишних придирок.
Обратитесь к помощи коллег. Известно, что 90 процентов налоговых инспекторов - женщины. И мужское внимание им в любом случае приятно. Если вдруг вам срочно нужна какая-либо справка, но, вспомнив выражение лица тетушки-инспектора, которая их выдает, вы понимаете, что ничего у вас не выйдет, - возьмите с собой в инспекцию заместителя, помощника коммерческого директора, должность не важна - лишь бы был мужчина. Есть вероятность, что на его просьбу или вопрос тетушка ответит гораздо быстрее.
Знакомьтесь с руководством. Помните, что инспекторы, которым вы сдаете отчетность, не принимают никаких решений. Постарайтесь наладить отношения с "первыми лицами" - руководителями отделов самой инспекции, ведь именно эти люди придут к вам на проверку, и именно с ними вы будете решать все проблемы. "Наладить отношения" - не значит сразу же бежать давать деньги и дарить подарки. Взятки уже непопулярны, более того, в налоговых их очень боятся брать - слишком уж часто в последнее время инспекторов "ловят" за руку. И если они что-то берут, то берут только от "своих" людей.
Чтобы стать таким, сначала просто познакомьтесь - позвоните руководителю инспекции, представьтесь, расскажите о фирме. Или запишитесь к нему на прием и пообщайтесь лично. Есть большая вероятность, что такими беседами или встречами вам удастся добиться того, чтобы вас не дергали лишний раз.
Забудьте про подарки. Конфеты, цветы, алкогольные напитки, которые бухгалтеры несут в инспекцию по праздникам, уже давно стали дурным тоном. Причем именно для инспекторов. По признаниям знакомых налоговых инспекторов, такие подношения вызывают у них не благодарность, а раздражение.
Поэтому ограничьтесь именными поздравительными открытками для всех более или менее значимых сотрудников, а если с кем-то из них у вас сложились хорошие отношения, придумайте что-нибудь пооригинальнее, чем бутылка коньяка.
Советы налоговой
Налоговые инспекторы не считают, что бухгалтеры должны специально налаживать отношения с ними. Большинство опрошенных нами инспекторов ответили, что хотели бы меньше общаться с бухгалтерами лично, и больше - по телекоммуникационным каналам связи. Их поддерживает и руководство ФНС. Так, в одном из своих интервью Ольга Чернова, руководитель департамента контроля налоговых органов, заявляла, что "налогоплательщик не должен ходить в инспекцию по собственной инициативе для того, чтобы установить какой-то особый контакт с руководством инспекции".
Впрочем, в том же интервью она призналась, что департамент готов защищать от необоснованных нападок (видимо, со стороны инспекторов - прим. ред.) любого налогоплательщика, независимо от того, знают его или нет. И добавила, что "ту или иную конфликтную ситуацию мы (департамент контроля налоговых органов - прим. ред.) разбираем не с позиции налоговых органов, а объективно".
"Расчет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru