Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет:
порядок оформления и выплаты
Пенсионное законодательство - одно из немногих, волнующих или непосредственно затрагивающих практически всех граждан. О том, что такое социальная пенсия и пенсия по выслуге лет, каков порядок их оформления и выплаты, рассказывают кандидат юридических наук, сотрудник Научно-методического центра Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат Л.Ю. Грудцына и юрист А.В. Макаров.
Социальная пенсия - это пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не заработали трудовую пенсию. Основания для установления социальных пенсий различны - это наступление инвалидности (I, II, III группы), наступление инвалидности в детстве, достижение соответствующего возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (возраст в данном случае повышен на пять лет по сравнению с общим пенсионным возрастом), смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет. Круг лиц, которым предоставляется социальная пенсия, регулируется ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации."
Правом на получение данной пенсии обладают следующие категории граждан:
1) инвалиды, имеющие ограничение к трудовой деятельности III, II и I степени (до 1 января 2004 г. на равных основаниях применяются соответственно I, II либо III группы инвалидности). Назначению пенсии инвалиду должна предшествовать проверка его права на трудовую пенсию и на пенсию по инвалидности, так как социальная пенсия устанавливается в случае отсутствия права на эти два вида пенсий. Такая пенсия устанавливается инвалидам с детства;
2) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Социальная пенсия назначается им на пять лет раньше, чем остальным гражданам. Право малочисленных народов Севера в законе не связано с их проживанием на Севере, но представляется, что основанием их особого пенсионного обеспечения является именно проживание в соответствующих районах и местностях, а не национальная принадлежность. В п. 4 Инструкции Пенсионного фонда РФ от 8 июля 1994 г. N ЮЛ-6-23/3562 "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий" содержится перечень малочисленных народов Севера, в котором названы ненцы, эвенки, ханты, эвены, чукчи, нанайцы, коряки, манси, долганы, нивхи, селькупы, ульчи, ительмены, удэгейцы, саами, эскимосы, чуванцы, нганасаны, юкагиры, кеты, орочи, тофалары, алеуты, негидальцы, энцы, ороки, шорцы, телеуты, кумандинцы. Перечень не является исчерпывающим. Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в указанных документах требуемые сведения отсутствуют, представляются справки, выданные общинами малочисленных народов Севера или органами местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации "социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца). Данное правило применяется с учетом разъяснения Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 34. Согласно разъяснению необходимо учитывать, что вопрос о праве на трудовую пенсию, предусмотренную п. 1 ст. 18 и п. 1 и 2 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, может быть рассмотрен только при наличии на то волеизъявления гражданина, которое выражено посредством обращения с заявлением о назначении пенсии. При решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, предложено понимать граждан, которые:
- не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии;
- соответствуют этим условиям, но за пенсией в установленном порядке не обращались;
- обращались за трудовой пенсией с заявлением, но до дня вынесения положительного решения официально отозвали свое заявление и документы;
- официально отказались от уже назначенной им трудовой пенсии.
Следовательно, социальная пенсия может быть назначена лицам, как не имеющим, так и имеющим право на трудовую пенсию, если они заинтересованы в получении этой пенсии взамен трудовой.
Статьей 11 Закона о пенсионном обеспечении предусмотрено, что право на социальную пенсию предоставлено только лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации. Лицам, проживающим здесь временно, такая пенсия не может быть назначена. Тем, кто выехал на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, социальная пенсия не назначается, а назначенная социальная пенсия в период постоянного проживания за границей не выплачивается. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством России, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лицам, которым в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении назначена пенсия по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, социальная пенсия не может быть назначена. Исключение составляют родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну или войну с Японией. Им одновременно с пенсией по случаю потери кормильца - военнослужащего может быть назначена социальная пенсия.
Право на получение одновременно социальной пенсии и пенсии по случаю потери кормильца, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют нетрудоспособные члены семей при условии, что умерший кормилец относился к одной из следующих категорий:
- получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий (подп. 1 п. 1 ст. 10 Закона о пенсионном обеспечении);
- ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона о пенсионном обеспечении);
- принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (подп. 3 п. 1 ст. 10 Закона о пенсионном обеспечении).
Отнесение умершего кормильца к одной из перечисленных категорий подтверждается документами, выданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (о полученной или перенесенной лучевой болезни, других заболеваниях, связанных с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или работами по ликвидации ее последствий; об установлении инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы; об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г.).
Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам согласно ст. 18 Закона о пенсионном обеспечении назначается в следующих размерах (с 1 марта 2005 г.):
инвалидам III группы - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по инвалидности (1800 рублей);
инвалидам II группы (за исключением инвалидов с детства) - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости (900 рублей, но не менее 470 рублей);
инвалидам I группы - 85 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости (765 рублей, но не менее 400);
инвалидам с детства II и III группы - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по инвалидности (1800 рублей);
инвалидам с детства - 85 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости;
детям-инвалидам - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по инвалидности (1800 рублей);
детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости (900 рублей, но не менее 470 рублей);
детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей и детям умершей одинокой матери - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по инвалидности (1800 рублей);
гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости (900 рублей);
гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) - 100 процентов к базовой части трудовой пенсии по старости (900 рублей).
Следует учитывать, что размеры базовой части трудовой пенсии по старости и инвалидности постоянно индексируется.
Пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, в период выполнения оплачиваемой работы не выплачивается. По смыслу этой правовой нормы по заявлению лица, достигшего указанного возраста и состоящего в трудовых отношениях или выполняющего иную работу, на которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, социальная пенсия ему должна быть назначена, однако выплачиваться она может только после прекращения оплачиваемой работы. Если социальная пенсия назначается в связи с инвалидностью или в связи с принадлежностью гражданина к малочисленным народам Севера, она должна выплачиваться независимо от факта оплачиваемой работы, даже если обращение за ней последовало по достижении 65-60 лет. Не влияет факт оплачиваемой работы на выплату пенсии детям-инвалидам и детям, потерявшим кормильца. Пункт 2 ст. 11 Закона о пенсионном обеспечении применяется с учетом п. 3 ст. 27 этого же закона, согласно которому граждане вправе получать социальную пенсию, назначенную до 1 января 2002 г., в ранее установленном размере.
Пенсией за выслугу лет принято называть пенсию, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.
В настоящее время пенсии за выслугу лет устанавливаются двум категориям граждан в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении и Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 7 Закона о пенсионном обеспечении определен порядок назначения пенсии федеральным государственным служащим. Федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:
1) при ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах;
2) при увольнении с должностей, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
3) при достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
4) при обнаружившемся несоответствии замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
5) при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
При назначении пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим по всем основаниям, кроме ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, требуется, чтобы федеральные служащие замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
Законом о пенсионном обеспечении предусматривается возможность установления аналогичных пенсий государственным служащим субъектов Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Нормативными правовыми актами указанных субъектов в отношении данного права могут устанавливаться иные нормы, чем предусмотренные в Законе о пенсионном обеспечении. Выплата пенсии за выслугу лет, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространяется:
а) на проживающих в Российской Федерации:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, в войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;
лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
б) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей.
Порядок исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет определяется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. На данный момент этот вопрос регулируется постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты
Авторы
Л.Ю. Грудцына - кандидат юридических наук, сотрудник Научно-методического центра Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат
А.В. Макаров - юрист
"Адвокат", 2005, N 9