Комментарий к нормативным документам
1. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 7 июня 2005 г. N 120.
Вступил в силу со дня официального опубликования.
Закон направлен на обеспечение использования русского языка на всей территории РФ и содержит, в основном, общие принципы, направленные на обеспечение права граждан РФ на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры.
Для практической деятельности хозяйствующих субъектов, по нашему мнению, существенное значение имеют следующие нормы:
в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона государственный язык РФ подлежит обязательному использованию:
в деятельности организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;
в наименованиях организаций всех форм собственности;
при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;
в рекламе.
Перечень случаев обязательного применения государственного языка не является исчерпывающим - федеральными законами могут устанавливаться и иные сферы.
Виды и формы ответственности за нарушение законодательства РФ о государственном языке РФ Законом не конкретизированы - в статье 6 содержится отсылочная норма к законодательству.
2. Федеральный закон от 3 июня 2005 г. N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.9 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 7 июня 2005 г. N 120.
Вступает в силу с 1 января 2006 года.
Установлены сроки уплаты авансовых платежей по единому сельскохозяйственному налогу (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода) и сроки уплаты налога по истечении налогового периода (не позднее сроков, установленных для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период).
3. Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Опубликован в "Российской газете" 22 июня 2005 г. N 132.
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Установлено, что земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, должны передаваться таким организациям в собственность бесплатно. Разумеется, речь идет об участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
4. Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 22 июня 2005 г. N 132.
Вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Уточнен порядок оплаты транспортного налога физическими лицами - на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Соответствующее положение имелось и в прежней редакции, однако оно не было явно прописано.
5. Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 22 июня 2005 г. N 132.
Вступает в силу с 1 января 2006 года.
Уточнен порядок установления перечня бытовых услуг, переводимых на уплату ЕНВД - добавлена ссылка на Общероссийский классификатор услуг населению, а органы государственной власти субъектов РФ при введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг могут определять перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.
6. Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 22 июня 2005 г. N 132.
Вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Уточнен порядок определения корректирующего коэффициента К2 (для целей налогообложения ЕНВД) - коэффициент К2 будет определяться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (а не органов государственной власти субъектов РФ, как это было ранее).
Кроме того, уточнено, что при определении коэффициента К2 его размер корректируется с учетом фактического числа дней работы налогоплательщика в налоговом периоде.
При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
7. Федеральный закон от 29 июня 2005 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликован в "Российской газете" 2 июля 2005 г. N 142.
Вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования
В главу 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)" внесен ряд весьма существенных изменений:
В статье 346.2 НК РФ, которой устанавливается перечень налогоплательщиков:
уточнено, что сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции на арендованных основных средствах, также могут воспользоваться данным специальным налоговым режимом;
действие норм главы 26.1. НК РФ распространено также на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации (численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции).
Изменения, внесенные в пункт 2 статьи 346.2 НК РФ, меняют порядок отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям - с нового года перейти на данный специальный налоговый режим смогут организации или индивидуальные предприниматели по итогам работы в 2004 году (а не за 9 мес. 2005 года).
Перечень расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы, расширен за счет включения в него расходов на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. При этом действуют общие ограничения, аналогичные тем, которые установлены статьей 264 НК РФ в отношении плательщиков налога на прибыль.
8. Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 "О Федеральной противопожарной службе"
Опубликовано в "Российской газете" 28 июня 2005 г. N 137.
Дата вступления в силу отдельно не определена. Следовательно, нормы постановления вступают в силу общим порядком, по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Для хозяйствующих субъектов наибольший интерес, по нашему мнению, представляют те нормы Положения о федеральной противопожарной службе, которые регулируют права и полномочия должностных лиц противопожарной службы. В частности, пунктом 7 Положения установлено, что Федеральная противопожарная служба в установленной сфере деятельности имеет право:
запрашивать у организаций и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о произошедших пожарах и их последствиях;
в случае необходимости использовать дополнительно при тушении пожаров имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием в установленном порядке вопросов, связанных с их использованием;
ограничивать или запрещать доступ транспорта и пешеходов к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций.
9. Письмо Минфина РФ от 7 июня 2005 г. N 03-06-05-04/156 "О налоге на имущество организаций"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъяснен порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в случаях, когда в организации имеются обособленные подразделения:
в том случае если речь идет о движимом имуществе, то указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должно производиться по месту нахождения указанного обособленного подразделения;
в том случае если речь идет о недвижимом имуществе, то указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должно производиться по месту нахождения этой организации.
10. Письмо Минфина РФ от 8 июня 2005 г. N 03-03-02-04/1-13 "О порядке уплаты минимального налога"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется порядок исчисления и уплаты минимального налога налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, а также особенности представления налоговых деклараций организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивающими минимальный налог.
11. Письмо Минфина РФ от 22 июня 2005 г. N 03-05-01-04/198 "Об уплате НДФЛ"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Письмом разъясняются особенности исчисления и уплаты НДФЛ организациями (налоговыми агентами), имеющими обособленные подразделения. Так, например, головная организация, зарегистрированная в г. Москве, должна исчислять и уплачивать налог на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения, при этом сумму налога исчисленную с доходов, полученных работниками филиала необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения филиала. Такой порядок применяется не зависимо от места жительства физических лиц, а также от того, выполняются ли работы по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера. Таким образом, если договор гражданско-правового характера (в том числе договор аренды и договор подряда) заключен физическим лицом с филиалом, действующим от имени организации, то налог с доходов такого физического лица головная организация должна перечислить в бюджет по месту нахождения филиала, а соответствующую информацию необходимо предоставить по месту постановки на учет головной организации и месту жительства физического лица. Если договор гражданско-правового характера заключен физическим лицом с головной организацией, то налог с доходов такого физического лица необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения головной организации, а соответствующую информацию предоставить по месту жительства физического лица.
12. Письмо ФНС РФ от 15 июня 2005 г. N ГИ-6-22/488 "О направлении Письма Минфина РФ 01.06.2005 N 03-03-02-02/80"
Письмо Минфина РФ от 1 июня 2005 г. N 03-03-02-02/80 "Об учете налогоплательщиками средств, полученных от Фонда социального страхования Российской Федерации на цели обязательного социального страхования"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе налоговыми органами письмо Минфина РФ (который является для ФНС РФ вышестоящим органом).
Каких-либо новых разъяснений в Письме не приводится - оно представляет собой ряд цитат из законодательных актов, регулирующих порядок оплаты пособий за счет средств Фонда соцстраха РФ. Определенный интерес может представлять разъяснение порядка возмещения осуществленных расходов - Фонд соцстраха РФ возмещает произведенные расходы по факту - на основании данных Расчетной ведомости. То есть, в принципе, временной разрыв между осуществлением расходов и их возмещением может превышать три месяца. Кроме того, зачем-то уточняется, что поступившие суммы возмещений не считаются доходами для целей налогообложения. По нашему мнению, это очевидно.
13. Письмо ФНС РФ от 20 июня 2005 г. N 22-3-11/1115 "О применении ККТ"
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняются особенности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в рамках договоров комиссии и агентирования.
Основными выводами, сделанными в письме, являются следующие:
не требуют применения контрольно-кассовой техники, в том числе расчеты по залогу (беспроцентным займам), которые не являются торговыми операциями либо разновидностью оказания услуг;
по договору комиссии комиссионер, а не комитент обязан использовать контрольно-кассовую технику в случае продажи товаров;
если комиссионер или поверенный (организация, индивидуальный предприниматель) получают от организаций (комитента, доверителя) наличные денежные средства в счет оплаты оказанных ими посреднических услуг (в случае, когда посредник не принимает участия в расчетах), то комиссионер или поверенный обязан в момент приема денег выдать комитенту или доверителю отпечатанный контрольно-кассовой техникой кассовый чек;
если сделки будут совершаться агентом в соответствии с условиями договора от своего имени (с использованием зарегистрированной агентом - ККТ) и за счет принципала через принадлежащий агенту (используемый агентом) стационарный объект организации торговли, то такую деятельность агента следует квалифицировать, как розничную торговлю и применять ККТ при продаже товар
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru