Правоспособность организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, она же - Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - "ФСК ЕЭС"), была зарегистрирована 25 июня 2002 г. как стопроцентное дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". Первое нормативное упоминание о ФСК ЕЭС содержится в постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" (далее - постановление N 526), которым были утверждены основные направления реформирования электроэнергетики РФ.
После принятия Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Вводный закон) ФСК ЕЭС получила второе нормативное название - "Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью".
В соответствии с нормативно-правовыми актами указанные ниже наименования этой организации имеют равную силу и тождественны между собой, так как имеют в виду одно и то же юридическое лицо:
1. Федеральная сетевая компания;
2. Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы";
3. ОАО "ФСК ЕЭС";
4. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
ФСК ЕЭС является особенной, по сравнению с обычными юридическими лицами, организацией, обладающей на праве собственности имущественными комплексами, расположенными фактически во всех субъектах Российской Федерации.
В то же время ФСК ЕЭС придан законом особый правовой статус - статус организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Подобного статуса нет больше ни у одной организации в России.
ФСК ЕЭС зарегистрирована в городе Тосно Ленинградской области, где и находится ее юридический адрес.
Все имущество ФСК ЕЭС, в каком бы географическом районе страны оно ни находилось, состоит на балансе ОАО по месту нахождения ФСК ЕЭС (то есть по месту регистрации - в г. Тосно). ФСК ЕЭС - инициатор судебного прецедента, связанного с постановкой на учет недвижимого имущества в налоговых органах по месту нахождения такого имущества (см. постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-26347/03 от 13 апреля 2004 г.).
Однако местонахождение органов управления Компанией отличается от юридического адреса (адреса государственной регистрации, адреса местонахождения ОАО). Органы управления ФСК ЕЭС расположены в г. Москве, и это отражено в ее Уставе (так называемый почтовый адрес).
Нельзя назвать указанную выше ситуацию с различными адресами законной, поскольку, во-первых, это противоречит п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ, где говорится, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, причем государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; во-вторых, это создает ряд объективных трудностей в хозяйственной деятельности Компании.
Для устранения этого противоречия целесообразно соединить юридический адрес и адрес местонахождения органов управления ФСК ЕЭС в одном месте.
Отличительной особенностью Компании является уникальность ее видов деятельности.
Статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. То или иное юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В Уставе ФСК ЕЭС предусмотрено, что эта организация вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;
- оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;
- оказание услуг связи;
- оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета;
- диагностика, эксплуатация, ремонт электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;
- диагностика, эксплуатация, ремонт сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России;
- разработка долгосрочных прогнозов, перспективных и текущих планов развития электросетевого комплекса, целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ;
- развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;
- развитие сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного технологического оборудования, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, а также оборудования, предназначенного для управления ЕЭС России, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку;
- оказание услуг по передаче и распределению тепловой энергии по тепловым сетям, находящимся в собственности Общества и используемым для собственных технологических целей;
- эксплуатация взрывоопасных, химически и пожароопасных производственных объектов, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;
- деятельность по предупреждению и тушению пожаров, монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, связанных с функционированием электросетевого хозяйства;
- осуществление технологического контроля, проведение экспертизы промышленной безопасности и охраны труда на объектах электросетевого хозяйства;
- хранение нефтепродуктов, используемых для технологических целей;
- осуществление внешнеэкономической деятельности, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами в целях обеспечения предусмотренных Уставом видов деятельности Общества;
- образовательная деятельность в целях подготовки, переподготовки и обучения персонала, включая проверку знаний персоналом норм и правил по устройству электроустановок и технической эксплуатации, по охране труда, по пожарной безопасности и по другим действующим нормативным документам;
- перевозка грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом в технологических целях;
- эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта и грузоподъемных механизмов, используемых в технологических целях;
- охранная и сыскная деятельность исключительно в интересах собственной безопасности в рамках создаваемой Обществом Службы безопасности, которая в своей деятельности руководствуется Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и действующим законодательством РФ;
- организация и проведение мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством;
- осуществление иных, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации видов деятельности, связанных с достижением предусмотренных Уставом целей.
Возникает вопрос: а вправе ли ФСК ЕЭС заниматься другими видами деятельности, которые прямо не прописаны в Уставе? Нет ли у ФСК ЕЭС таких же ограничений по занятию определенными видами деятельности, не обозначенными в учредительных документах, как, например, у государственных (и муниципальных) унитарных предприятий? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующее. Слово "унитарное" происходит от латинского слова "unitas" и переводится как "единство". Это означает единое, неделимое целое. А ФСК ЕЭС по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом, то есть его имущество разделено на части - акции и по своей правовой природе имущество ФСК ЕЭС является делимым. И хотя доля участия государства в его уставном капитале не менее 52 процентов, но это не делает его государственным унитарным предприятием и ФСК ЕЭС никоим образом не подпадает под ограничения, налагаемые ст. 49 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, ФСК ЕЭС вправе наравне с обычными юридическими лицами заниматься иными видами деятельности, в том числе и не нашедшими отражения в его Уставе.
И все же существуют такие виды деятельности, которыми может заниматься исключительно ФСК ЕЭС, и такие виды деятельности, которыми ФСК ЕЭС запрещено заниматься на основании закона.
Передача электроэнергии - главная и основная задача такой организации, как ФСК ЕЭС.
Проблема правового регулирования передачи электрической энергии своими корнями уходит далеко в прошлое, но до сегодняшнего дня среди цивилистов не утихают споры о том, к какой разновидности договоров следует относить договор по передаче электроэнергии. М.М. Агарков считал, что "договор, согласно которому электрическая станция обязуется снабдить потребителя электрической энергией, надлежит считать договором подряда"*(1).
С.М. Корнеев впервые поставил вопрос о самостоятельности договора энергоснабжения и пришел к выводу о том, что предметом рассматриваемого договора является электрическая энергия как ценность, экономическое благо*(2).
Б.М. Сейнароев отмечал, что "поскольку линии электропередачи, по которым подается энергия, находятся в ведении организации - горэлектросети или аналогичных организаций, то ОАО Энерго заключает с ними возмездный договор на передачу энергии потребителю, а не договор купли-продажи энергии. Заключение договора купли-продажи энергии с организацией, транспортирующей (передающей) энергию, сравнимо с договором купли-продажи, по которому перевозчик - железная дорога скупала бы перевозимые ею товары от завода-изготовителя в Москве с тем, чтобы, доставив в Хабаровск, продать их там грузополучателю"*(3).
В.В. Витрянский, комментируя содержащиеся в ГК РФ (§ 6 главы 30) правила о договоре энергоснабжения, вводит новое понятие - договор снабжения электрической энергией:
"Несмотря на свое название, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по своей правовой природе не может быть квалифицирован в качестве договора купли-продажи или договора поставки (в том виде, как они определены в Гражданском кодексе РФ), объектом которых, как известно, признаются вещи (ст. 455 ГК РФ). Напротив, предмет данного договора (передача энергии), а также его субъектный состав (энергоснабжающая организация и потребитель электроэнергии) свидетельствуют о том, что перед нами договор снабжения электрической энергией, все отличие которого от договора энергоснабжения, предусмотренного Кодексом, сводится к отсутствию непосредственного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям контрагента - энергосбытовой организации при сохранении общего принципа подачи электроэнергии на энергопринимающее устройство потребителя через присоединенную сеть, пусть и принадлежащую иной (сетевой) организации"*(4).
Как бы то ни было, в настоящее время ФСК ЕЭС разрабатывает и готовит к заключению с контрагентами проекты договоров под рабочим названием "Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети".
В то же время особенностью создания такого юридического лица, как ФСК ЕЭС, является осуществление прав, изъятых из объема полномочий собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства (п. 1 ст. 8 Закона РФ "Об электроэнергетике").
Пункт 2 ст. 7 Закона РФ "Об электроэнергетике" устанавливает, что в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС), ограничиваются в осуществлении своих прав в части:
права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, и определения условий этих договоров;
и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правоспособность организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью
Автор
В.А. Павлов - аспирант ИЗиСП
"Журнал российского права", 2005, N 9