Заверяйте документы должным образом
Московским бухгалтерам часто приходится делать копии самых разных документов. Чтобы получилась нужная бумага, им недостаточно просто нажать на кнопку ксерокса. Бухгалтер должен выяснить, надо ли заверять копию. А если надо, то как именно. Столичные инспекторы ответили на эти вопросы в своем новом письме.
Сегодня без ксерокса не обходится ни один столичный офис. Особенно часто он нужен бухгалтеру. Ведь в пункте 1 статьи 93 Налогового кодекса сказано, что инспекторы имеют право требовать от компании необходимые бумаги. Если фирма откажется представить документы, ее оштрафуют на 50 рублей за каждый непредставленный бланк (ст. 126 НК). Бухгалтеров интересует, правомерны ли требования инспекторов представить им документы, нужно ли заверять копии и как именно. Проверяющие ответили на вопросы бухгалтеров в письме ФНС от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087 - приложении к письму УФНС по г. Москве от 10 августа 2005 г. N 16-10/57271.
Преодолевая бумажные барьеры
Прежде всего нужно определиться, обязаны ли вы вообще давать что-либо инспекторам. Как мы упоминали, пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса говорит о том, что они вправе требовать у фирм и коммерсантов документы для проведения проверок. А вот каких именно - камеральных или выездных - и сколько бумаг нужно проверяющим, кодекс умалчивает. Бухгалтер должен снабдить контролеров копиями документов в пятидневный срок (абз. 2 п. 1 ст. 93 НК).
Часто инспекторы требуют массу бумаг, которые не относятся к предмету проверки. К счастью для бухгалтеров, по "бумажному" вопросу сформировалась положительная для организаций судебная практика. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 21 июня 2004 г. N КА-А40/4996-04 судьи отметили следующее. Налоговые работники в рамках камеральной проверки вправе требовать копии только тех документов, которые непосредственно относятся к ошибкам, обнаруженным инспекторами. Поэтому не стоит "радовать" контролеров заполненными бланками, никак не связанными с проверяемым ими налогом и периодом.
Обратите внимание: в своем "документальном" запросе инспекторы должны указать количество нужных им бумаг. Иначе они не смогут рассчитать штраф, если фирма не выполнит их требования (постановление ФАС Московского округа от 27 мая 2004 г. N КА-А41/4199-04). Также запрос должен содержать реквизиты необходимых проверяющим документов: их наименование, номер и дату составления (постановление ФАС Московского округа от 14 сентября 2004 г. N КА-А40/8105-04).
Не забудьте, что контролеры могут попросить документы не позднее трех месяцев после того, как вы сдали им декларацию. Так сказано в статье 88 Налогового кодекса. А проводить выездные проверки работы компаний они имеют право только за трехлетний период (ст. 87 НК). Как уже упоминалось, при "камералках" инспекторы могут проверять только данные отчетов за конкретный период.
Подведем итог. Если контролеры пожаловали к вам в офис с выездной проверкой, формально они могут получить копии. Но зачем? Ведь в их распоряжении будут оригиналы. Поэтому из-за абсурдности этого требования его можно смело игнорировать и предлагать инспекторам ознакомиться с первоисточником.
С "камералкой" дело обстоит хуже. Бухгалтеру придется и отксерить копии, и заверить их - таково требование пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса. Куда податься для этого счетному работнику: занять очередь к нотариусу или постучать в дверь кабинета генерального директора, чтобы он заверил бумаги своим автографом? Попробуем в этом разобраться.
Нотариальные заморочки
Давайте выясним, в каких случаях бухгалтеру необходимо общаться с нотариусом. В процессе своей деятельности каждая компания регулярно пользуется его услугами. Например, нужно заверить образцы подписей на банковской карточке или копию устава фирмы. Работа нотариуса подчиняется Основам законодательства о нотариате (утверждены постановлением Верховного Совета от 11 февраля 1993 г. N 4462-1). Статья 35 этого документа описывает действия, которые могут совершать частные нотариусы. Закон наделил их следующими правами:
- удостоверять сделки;
- налагать и снимать запрещения отчуждения имущества;
- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
- свидетельствовать подлинность подписи на документах;
- свидетельствовать верность перевода документов с одного языка на другой;
- передавать заявления одних граждан и организаций другим;
- выполнять другие действия.
Например, у нотариуса необходимо заверять договоры ренты, залога движимого имущества и некоторые другие. Как мы видим, в основах не прописано, какие именно налоговые и бухгалтерские документы должен заверять нотариус. Поэтому зачастую счетные работники пользуются их услугами, когда инспектор требует копии бланков. К счастью, в большинстве случаев в этом нет необходимости.
Печать и подпись
По мнению проверяющих, ксерокопии документов достаточно заверить подписью генерального директора и печатью. Такую позицию они отразили в письме ФНС от 2 августа 2005 г. N 0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007