Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения
обязанностей военной службы
В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. В соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Статья 33 данного Устава определяет, какие категории военнослужащих могут быть начальниками в отношении иных категорий военнослужащих. Очевидна закономерность: чем выше категория военнослужащих, тем большее количество иных военнослужащих являются их подчиненными по воинскому званию. Военнослужащий, получая очередное воинское звание и переходя в связи с этим в более высокую категорию, приобретает большие властные полномочия, в том числе и дисциплинарные. Таким образом, осознание военнослужащим возможности назначения на высшую воинскую должность в конечном итоге трансформируется в несколько мотивов - мотив власти, мотив получения материальных благ, мотив самоактуализации, мотив соперничества (если речь идет о назначении на должность по итогам конкурса).
В средствах массовой информации высказывалось мнение по поводу необходимости сокращения (либо снижения категории) воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданских вузов: "Создаются неравные условия прохождения службы офицеров в частях постоянной готовности и на военных кафедрах, в военных училищах. Один может спокойно, в "тепличных условиях" кафедры или училища дослужиться до полковника, а другому для получения следующего воинского звания необходимо все время "пахать": выполнять поставленные вышестоящим командованием задачи, поддерживать в готовности боевую технику, соблюдать дисциплину в подчиненном подразделении, меры безопасности, не допускать травмы, увечья, гибель личного состава. И, может быть, только тогда войсковой офицер получит следующее звание"*(1).
По мнению автора, реализация такого предложения нарушит систему преемственности педагогических кадров, так как осознание возможности получить высокие воинские звания старших офицеров на педагогической работе изначально предполагалось как средство, стимулирующее переход опытных войсковых командиров с командной должности на преподавательскую. Кроме того, необходимо иметь в виду, что принятие решения о понижении на одну ступень штатно-должностных категорий профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации "по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе: приведет к окончательной потере научно-педагогического потенциала многих вузов Минобороны России"*(2).
Также не совсем понятно, почему Положением о порядке прохождения военной службы в целях стимулирования научной работы в Министерстве обороны Российской Федерации не предусмотрена возможность присвоения воинского звания на ступень выше предусмотренного штатом при наличии ученой степени (ученого звания), хотя подобного рода стимулирующее правовое средство существует в иных видах государственной службы, в частности, в таможенных органах, в милиции, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ*(3).
В указанных видах государственной службы поощрение в виде присвоения очередного специального звания на ступень выше предусмотренного штатом ограничено категорией "полковник", в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации - категорией "майор", "капитан 3 ранга". В настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации высказывают мнения следующего рода: более половины опрошенных (53%) считают, что уровень звания следует повысить, из них 32% считают, что повышать необходимо до категории "подполковник, капитан 2 ранга", 21% - до категории "полковник, капитан 1 ранга"*(4).
Однако нельзя не согласиться с высказанным мнением, что "в настоящее время звания офицеров обеспечивающих структур Российских ВС по сравнению с подразделениями постоянной боевой готовности не соответствуют занимаемым должностям", "несоответствие званий занимаемым должностям особенно очевидно при сравнении ВС современной России с советским периодом. Это касается в первую очередь высшего офицерского состава. Звания и количество российских адмиралов и генералов уже давно не соответствуют современным реалиям"*(5).
Рассмотрим некоторые вопросы правового регулирования присвоения воинских званий в некоторых зарубежных государствах.
В частности, в Мексике, возникала схожая ситуация с избытком должностей высшего офицерского состава. В высшее командное звено Военно-морских сил к окончанию ХХ в. входило 13 адмиралов, 90 вице-адмиралов и 185 контр-адмиралов (фактически по 2 адмирала на корабль). С 2000 г. началось сокращение высшего командного состава Военно-морских сил до 3 адмиралов, 11 вице-адмиралов и 28 контр-адмиралов, что к настоящему времени "уравновесило" количественное соотношение между высшими командирами и их подчиненными*(6).
В Соединенных Штатах Америки продвижение по службе офицеров тесно увязано с присвоением воинских чинов, потому что при назначении на высшую должность они, как правило, немедленно получают соответствующий этой должности чин. Очередной чин обладателю погон 2-го лейтенанта присваивается автоматически через 1,5-2 года после их получения, если он характеризуется положительно. Еще через 2 года он может стать капитаном, затем, через 6 лет, - майором, от майора до подполковника - столько же, а полковником становится офицер, прослуживший после присвоения первого чина не менее 22 лет*(7).
Полковник, представленный к генеральскому (адмиральскому) чину, должен иметь не менее 25 лет офицерской выслуги вообще и практику штабной службы. Чины бригадного генерала (контр-адмирала младшего) присваиваются президентом США, остальные - Конгрессом, по представлению президента.
Строго соблюдаются также сроки выслуги в каждом чине. Считается, что офицер не может "засиживаться" на каждой ступени службы и, если установленные сроки превышены, он должен быть уволен в отставку как бесперспективный.
В вооруженных силах Великобритании воинское звание строго соответствует занимаемой должности. Постоянное звание - основное; временное присваивается лицам, занимающим должность с более высокой штатной категорией сроком не менее 35 суток. Временные звания оплачиваются так же, как и постоянные, но не сохраняются при освобождении от должности. Постоянные и временные звания присваиваются сержантам и уорент-офицерам вооруженных сил Великобритании. Если офицер назначается на более высокую должность, а срок его выслуги для присвоения очередного постоянного воинского звания истек, ему присваивается временное звание, соответствующее новой должности. Правовые последствия присвоения временного звания точно такие же, как при получении постоянного звания, но при перемещении с указанной должности, увольнении с военной службы временное звание снимается*(8).
В Чехии чтобы получить очередное звание, военнослужащий должен пройти соответствующие курсы по специальной подготовке, к нему не должно быть претензий со стороны командира и дисциплинарных взысканий, он обязан сдать ежегодные нормативы по физической подготовке. При неподтверждении нормативов с военнослужащим могут прервать контракт. Система воинских званий отличается некоторым своеобразием. Каждой должности определено соответствующее воинское звание. Если должность полковника, еще не достигшего предельного для службы возраста, сокращается, то ему могут предложить более низкую должность с понижением в звании. В случае согласия его назначают на эту должность с понижением в звании, и он в нем дослуживает до пенсии*(9).
В приложении 2 к настоящей статье в табличной форме представлена сравнительная характеристика сроков выслуги в офицерских воинских званиях в Вооруженных Силах Российской Федерации и в Вооруженных Силах СССР. В советский период отчетливо прослеживается дифференцированный подход к срокам выслуги в очередном воинском звании, обусловленный как спецификой военной службы в различных видах Вооруженных Сил, так и прохождением ее в мирное либо военное время, что в современном российском военном законодательстве отсутствует.
В приложении 3 к данной статье приводится сравнительная характеристика сроков выслуги в некоторых воинских и специальных званиях в различных видах государственной службы (в годах). На основании данного сравнения очевиден вывод: для получения многих очередных воинских званий выслуга лет в прежних званиях ниже, чем при получении специальных.
Система присвоения офицерских званий в настоящее время не способна стимулировать добросовестное исполнение обязанностей военной службы. Если 15 лет назад офицер мог сказать, что он "заслужил" очередное воинское звание (так как было необходимо положительное решение аттестационной комиссии о присвоении звания), то сейчас он говорит, что "прослужил" до следующего звания. Разница весьма существенная, так как ранее правовой предпосылкой присвоения очередного воинского звания было действие, т.е. такой юридический факт, который зависит от воли людей (п. 15 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1985 г. N 240*(10)), а в настоящее время такой предпосылкой является событие, т.е. юридический факт, объективно не зависящий от воли и сознания людей (командиры и начальники практически не способны повлиять на временной момент наступления истечения срока службы военнослужащего в предыдущем звании, если он занимает должность, для которой предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, ему присваиваемое). Инструкция о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. N 100, содержит правовые нормы, в которых упоминается понятие резерва кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности, однако определения данного понятия в ведомственных правовых актах не содержится, и тем более нет нормативного регулирования порядка формирования указанного резерва в условиях современных Вооруженных Сил.
Существующая система присвоения званий не используется, как это ранее было указано в Положении о порядке прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, для стимулирования военной службы, воспитания у офицеров высокой ответственности за повышение боевой готовности подразделений. Более того, при назначении на высшую должность основной целью в настоящее время является получение очередного воинского звания как такового, а не стремление более целесообразно использовать приобретенный служебный опыт на новой должности, как это было определено вышеуказанным Положением. Результатом является следующее: на одну "полковничью" должность в ряде воинских частей и учреждений последовательно в течение года назначаются 2-3 офицера, которые при назначении получают предельное воинское звание старшего офицера, а затем по различным мотивам и основаниям переводятся на иные (как правило, нижестоящие) воинские должности, "уступая место" следующему "кандидату в полковники". Таким образом, престижность, "элитность" воинских званий постоянно и неуклонно снижается. Специальный порядок присвоения очередного воинского звания всегда содержал в себе мотивационный потенциал такого вида стимулирования, как привлекательность, труднодоступность объекта потребности*(11), который в настоящее время отсутствует.
Весьма значительное сокращение сроков выслуги в очередном воинском звании приводит к тому, что продвижение по службе зачастую вызвано не реальной служебной потребностью, а необходимостью присвоения офицеру очередного воинского звания.
Таким образом, в настоящее время следует на законодательном уровне установить зависимость присвоения очередного воинского звания военнослужащему от качества исполнения им обязанностей военной службы, в том числе и посредством введения обязательного требования наличия положительного заключения аттестационной комиссии о достойности военнослужащего к представлению к очередному воинскому званию.
Приложение 1
Сравнительная характеристика отдельных видов стимулирующих правовых
средств, использующихся в различных видах государственной службы
Вид государст- венной службы |
Нормативный акт, содержащий стимулирующие правовые сред- ства |
Правовые стимулы | |
Присвоение очередного во- инского (специального) звания на ступень выше предусмотренного штатом |
Присвоение очередных воинс- ких (специальных) званий |
||
Военная служба | Дисциплинарный устав Воору- женных Сил Российской Фе- дерации, Положение о поряд- ке прохождения военной служ- бы |
до майора (капитана 3 ранга) включительно |
присваивается по истечении установленной выслуги в предыдущем воинском звании |
Служба в тамо- женных органах |
Федеральный закон "О службе в таможенных органах Рос- сийской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ (с последующими изменениями), Дисциплинарный устав тамо- женной службы Российской Фе- дерации |
до полковника таможенной службы включительно. Наличие ученой степени (ученого звания) также является основанием для присвоения специального звания на ступень выше |
может быть присвоено по истечении установленной вы- слуги в предыдущем воинс- ком звании (в частности, при отсутствии неснятых ди- сциплинарных взысканий) |
Служба в мили- ции |
Постановление Верховного Со- вета Российской Федерации "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с последующими изменениями) |
ограничение существует лишь для сотрудников ор- ганов внутренних дел, имеющих ученую степень или ученое звание, кото- рым за наличие ученой степени (ученого звания) не может быть присвоено специальное звание выс- шего начальствующего сос- тава на ступень выше (т.е. генеральское зва- ние) |
может быть присвоено по ис- течении установленной выс- луги в предыдущем воинском звании (в частности, при отсутствии неснятых дисци- плинарных взысканий). При назначении офицеров запаса Вооруженных Сил Российской Федерации на должности среднего, старшего и выс- шего начальствующего соста- ва первое специальное зва- ние им может быть присвоено на одну ступень выше име- ющихся у них воинских зва- ний, если ко дню назначе- ния на должность они выслу- жили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установ- ленные сроки. |
Служба в орга- нах по контролю за оборотом наркотических средств и пси- хотропных ве- ществ |
Указ Президента Российской Федерации "О правоохрани- тельной службе в органах по контролю за оборотом нарко- тических средств и психо- тропных веществ" от 5 июня 2003 г. N 613 |
до полковника полиции включительно. Наличие ученой степени (ученого звания) также является основанием для присвоения специального звания на ступень выше |
может быть присвоено по истечении установленной вы- слуги в предыдущем воин- ском звании (в частности, при отсутствии неснятых ди- сциплинарных взысканий. |
Приложение 2
Сравнительная характеристика сроков выслуги в
офицерских воинских званиях
Воинское звание | В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 18 мар- та 1985 г. N 240 |
В соответст- вии с Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 |
||||
в мирное время | в военное время | |||||
для офице- ров, состо- ящих на дей- ствительной военной службе |
для офице- ров, летне- го состава авиации и офицеров подводного плавания |
для офицеров запаса |
для офицеров частей и со- единений, управлений корпусов, армий, ко- раблей и ко- рабельных соединений по эскадру (флотилию кораблей) включительно |
для офицеров управлений фронтов, флотов (фло- тилий, баз) и всех ар- мейских, фронтовых, флотских (флотилий, баз) учреж- дений |
||
младший лейтенант | 2 года | 1 год | 3 года | 6 месяцев | 1 год | 1 год |
лейтенант | 2 года | 2 года | 3 года | 6 месяцев | 1 год | 2 года / 1 год*(12) |
старший лейтенант | 3 года | 2 года | 4 года | 8 месяцев | 1 год 6 месяцев |
2 года |
капитан-лейтенант | месяцев | |||||
майор, капитан 3 ранга |
4 года | 3 года | 5 лет | 1 год | 1 год 6 месяцев |
3 года |
подполковник, капи- тан 2 ранга |
5 лет | 5 лет | 6 лет | 1 год | 1 год 6 месяцев |
4 года |
полковник, капитан 1 ранга |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
2 года*(13) |
генерал-майор, контр-адмирал |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
2 года |
генерал-лейтенант, вице-адмирал |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
2 года |
генерал-полковник, адмирал |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
генерал армии, адми- рал флота |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
не установлен |
Приложение 3
Сравнительная характеристика сроков выслуги в некоторых воинских и
Воинское звание |
Вид государственной службы и сроки выслуги | ||||||
Военная служ- ба*(14) |
Служба в таможенных органах*(15) |
Служба в милиции*(16) | Служба в органах по кон- тролю за оборотом нарко- тических средств и пси- хотропных веществ*(17) |
||||
специальное звание | срок | специальное звание | срок | специальное звание |
срок | ||
прапорщик | 3 |
прапорщик таможен- ной службы |
5 |
прапорщик милиции, внутренней службы, юс- тиции |
5 |
прапорщик поли- ции |
5 |
старший пра- порщик |
не установ- влен |
старший прапорщик таможенной службы |
не устано- влен |
старший прапорщик ми- лиции, внутренней службы, юстиции |
не уста- новлен |
старший прапор- щик полиции |
не уста- новлен |
младший лей- тенант лейтенант |
1 2/1*(18) |
младший лейтенант таможенной службы лейтенант таможен- ной службы |
1 2/1*(19) |
младший лейтенант ми- лиции, внутренней службы, юстиции лейтенант милиции, внутренней службы, юс- тиции |
1 2/1*(20) |
младший лейте- нант полиции лейтенант поли- ции |
1 2/1*(21) |
старший лей- тенант |
2 |
старший лейтенант таможенной службы |
2 |
старший лейтенант ми- лиции, внутренней службы, юстиции |
3 |
старший лейте- нант полиции |
2 |
капитан | 3 |
капитан таможенной службы |
3 |
капитан милиции, вну- тренней службы, юсти- ции |
3 |
капитан полиции | 3 |
майор | 3 |
майор таможенной службы |
4 |
майор милиции, внут- ренней службы юстиции |
4 |
майор полиции | 4 |
подполковник | 4 |
подполковник та- моженной службы |
5 |
подполковник милиции, внутренней службы, юс- тиции |
5 |
подполковник полиции |
5 |
полковник | 2*(22) |
полковник тамо- женной службы |
не уста- новлен |
полковник милиции, внутренней службы, юс- тиции |
не уста- новлен |
полковник поли- ции |
не уста- новлен |
генерал-май- ор |
2 |
генерал-майор та- моженной службы |
не уста- новлен |
генерал-майор милиции, внутренней службы, юстиции |
не уста- новлен |
генерал-майор полиции |
не уста- новлен |
генерал-лей- тенант |
2 |
генерал-лейтенант таможенной службы |
не уста- новлен |
генерал-лейтенант ми- лиции, внутренней службы, юстиции |
не уста- новлен |
генерал-лейте- нант полиции |
не уста- новлен |
генерал-пол- ковник |
не установ- лен |
генерал-полковник таможенной службы |
не уста- новлен |
генерал-полковник ми- лиции, внутренней службы, юстиции |
не уста- новлен |
генерал-полков- ник полиции |
не уста- новлен |
генерал ар- мии |
не установ- лен |
действительный го- сударственный со- ветник таможенной службы Российской Федерации |
не уста- новлен |
- | генерал полиции | не уста- новлен |
А.И. Тюрин,
старший лейтенант юстиции, адъюнкт кафедры военной
администрации, административного и финансового
права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перчун А. В российской армии есть кого сокращать. Полковников в десятки раз больше, чем воинских частей // Независимое военное обозрение. 2005. 14 января.
*(2) Сулейманов С. Высшая военная школа утрачивает кадры. Треть преподавательского состава подала рапорты об увольнении с действительной службы // Независимое военное обозрение. 2001. 12 июля.
*(3) Сравнительная характеристика отдельных видов стимулирующих правовых средств, использующихся в различных видах государственной службы, приведена в приложении 1 к статье.
*(4) Подробнее см.: Тюрин А.И. Заинтересованы ли сейчас офицеры добросовестно исполнять свои обязанности? // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 2. С. 14.
*(5) Перчун А. Указ. соч.
*(6) См.: Перчун А. Указ. соч.
*(7) См.: Военное право: Учебник. - М., 2004. - С. 566-567.
*(8) См.: Военное право: Учебник. - С. 585.
*(9) Кузарь В. В Чехии военная служба престижна // Красная звезда. - 2005.- 20 января.
*(10) Приказ Министра обороны СССР "Об объявлении актов законодательства о воинской службе офицерского состава Вооруженных Сил СССР" от 6 апреля 1985 г. N 100.
*(11) См.: Ильин В.П. Мотивация и мотивы. М., 2004. С. 308-309.
*(12) Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.
*(13) Из них не менее 1 года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
*(14) В соответствии со ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(15) В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ.
*(16) В соответствии со ст.ст. 23, 24 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-I.
*(17) В соответствии со ст. 52 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613.
*(18) Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, окончивших военно-учебное заведение по очной форме обучения с пятилетним сроком и выше, устанавливается один год.
*(19) Для сотрудников таможенных органов, имеющих высшее профессиональное образование и проходящих службу в таможенных органах по специальности, полученной в образовательных учреждениях Федеральной таможенной службы, срок выслуги в специальном звании лейтенанта таможенной службы устанавливается в один год.
*(20) Для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходят службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта милиции, лейтенанта внутренней службы или лейтенанта юстиции устанавливается в один год.
*(21) Для сотрудников, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования со сроком освоения образовательных программ (нормативным периодом обучения) пять лет и более, срок выслуги в специальном звании лейтенанта полиции устанавливается в один год.
*(22) Из них не менее 1 года в занимаемой воинской должности (должности), подлежащей замещению высшими офицерами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Присвоение очередных воинских званий как правовой стимул исполнения обязанностей военной службы
Автор
А.И. Тюрин - старший лейтенант юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 7