Милицейская проверка - повод к размышлению
Приказом от 02.08.2005 N 636 министр внутренних дел РФ утвердил Инструкцию о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.
Сотрудники милиции могут нагрянуть с проверкой в любую организацию или к предпринимателю, если заподозрят, что в их действиях есть признаки уголовного преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, или законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Такие полномочия милиционерам предоставил Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (пункты 25 и 35 ст. 11).
Порядок проведения милицией самостоятельных "налоговых" проверок был утвержден еще в прошлом году Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177. А в августе этого года "на вооружение" милиции поступила Инструкция, устанавливающая порядок проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Утверждение данной Инструкции (Приказ МВД России от 02.08.2005 N 636; далее - Инструкция N 636) было приурочено к вступлению в силу Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ, которым полномочия милиционеров были немного подкорректированы (вступает в силу с 3 октября 2005 г.).
Есть данные
Для любой проверки, в том числе и милицейской, нужен серьезный повод. Для милиции таким поводом служит полученная информация о том, что организация или предприниматель нарушают Уголовный кодекс.
Подобную информацию сотрудники милиции могут получить откуда угодно. Например, из сообщений граждан (по телефону доверия), организаций или органов власти и управления, из публикации в прессе и репортажей по телевидению. Милиционеры могут почерпнуть соответствующие сведения и в ходе проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий, а также в ходе проверок контрагентов организации (предпринимателя).
Полученную информацию милиционеры должны проанализировать. Затем, по результатам ее исследования начальник органа внутренних дел или его заместитель могут принять решение о назначении проверки или ревизии.
Так что если милиционеры приходят с проверкой (ревизией), то значит, у них есть нешуточные подозрения в отношении проверяемого. Поэтому проверяемому в такой ситуации желательно сразу воспользоваться услугам квалифицированного юриста или адвоката.
Чем ревизия отличается от проверки?
Как было сказано выше, милиционеры могут явиться как с проверкой, так и с ревизией. Чем одна контрольная процедура отличается от другой сказано в Инструкции N 636.
Проверка - это единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организации или предпринимателя. А ревизия - это уже комплексное контрольное мероприятие по исследованию деятельности организации или предпринимателя.
Если, например, милиционеры пришли, чтобы узнать есть ли у строительной организации соответствующая лицензия - то это проверка. А если проверяющие явились с тем, чтобы выяснить какие объекты строит организация, кто в ней работает, какие разрешительные документы у нее есть, и прочую информацию, то это уже будет самая настоящая ревизия.
Изъятие, осмотр, опечатывание
Решения о назначении проверки и ревизии оформляются одинаково, в виде мотивированного постановления. В нем указываются реквизиты того, в отношении кого назначается проверка (ревизия), а также состав сотрудников милиции, производящих проверку (ревизию). Явившись в организацию (к предпринимателю) с проверкой или ревизией, милиционеры обязаны предъявить его под роспись представителю проверяемой организации или предпринимателю. После этого, собственно говоря, и начинается сама проверка.
При проведении проверки (ревизии) милиционеры обладают весьма широкими полномочиями.
Во-первых, они могут изымать у проверяемых лиц документы (либо их копии). Изъятие документов производится с обязательным составлением протокола изъятия и описи изымаемых документов.
Причем, если милиционеры изымают оригиналы документов, то одновременно с них должны быть изготовлены копии, которые проверяющие должны заверить и отдать проверяемому лицу. Если же изготовить копии с документов на месте не получится, то милиционеры могут забрать оригиналы документов с собой, а в течение пяти дней после их изъятия вернуть проверяемому лицу заверенные копии.
Во-вторых, милиционеры могут произвести осмотр производственных, складских, торговых, офисных и служебных помещений проверяемой организации или предпринимателя. Такие мероприятия сотрудники милиции проводят в присутствии понятых и представителя проверяемого лица.
В-третьих, если понадобится, то сотрудники милиции могут изъять образцы сырья, продукции и товаров для проведения необходимых им исследований и экспертиз.
В-четвертых, в ходе проверки (ревизии) сотрудники милиции могут применять фото- и киносъемку, видеозапись и другие технические средства фиксации данных, например, копировать информацию, содержащуюся в компьютерах. Полученные таким образом материалы впоследствии прилагаются к ату проверки (ревизии).
А вот опечатывать кассы и помещения проверяемых лиц, как это было раньше, милиционеры теперь уже не смогут. Этих прав они лишились с вступлением в силу Федерального закона N 45-ФЗ.
Сроки
Началом срока проведения проверки (ревизии) считается день вынесения постановления о проведении проверки (ревизии). Начиная с этой даты у милиционеров есть 30 дней, чтобы осуществить все необходимые контрольные мероприятия. По истечении этого срока проверка (ревизия) заканчивается и проверяющие должны составить и совместно с проверяемым лицом подписать акт проверки. День подписания акта проверки (ревизии) - это и есть день ее окончания.
Кстати, точно также теперь определяются и сроки для проведения "налоговых" проверок. Приказ об этом министр внутренних дел подписал 12 августа сего года (приказ МВД России от 12.08.2005 N 665 "О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 марта 2004 г. N 177"). Интересно, что до этого, согласно Инструкции, утвержденной Приказом N 177, началом срока "налоговой" проверки считался день предъявления представителю проверяемой организации (предпринимателю) постановления о проведении проверки, а не день вынесения постановления. И, вдобавок к этому, общий срок "налоговой" проверки Инструкцией N 177 определен не был.
Акт
По результатам проверки (ревизии) проверяющие обязаны составить акт, в котором фиксируются все выявленные нарушения. Если же нарушений не обнаружено, то акт проверки все равно составляется, но в нем указывается, что никаких нарушений в деятельности организации (предпринимателя) не выявлено.
Акт проверки (ревизии) составляется в трех экземплярах, один из которых остается у проверяемого лица, а два других в милиции.
По результатам проверки орган милиции может возбудить уголовное дело в отношении проверенного им лица, а если обнаружит признаки административного правонарушения, то, соответственно, привлечь к административной ответственности.
Если обнаруженное милиционерами административное правонарушение не относится к компетенции органов милиции, то о нем милиционеры сообщат куда следует (например, в налоговый орган). Ну а уж если милиционеры вообще ничего не найдут, то они должны будут принять решение о завершении проверки.
В. Мешалкин,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16