Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
После вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, предусматривающего замену натуральных льгот денежными компенсациями, в органы государственной власти поступают многочисленные обращения граждан и общественных организаций, в которых речь идет, в частности, о недостаточности денежных выплат, установленных данным Законом, для обеспечения адекватной замены натуральных льгот.
Вносимые настоящим проектом федерального закона изменения и дополнения обусловлены необходимостью усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих ограниченные физические возможности или особый социальный статус. Предлагаемые изменения касаются следующих моментов.
Во-первых, в преамбуле Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" предлагается восстановить положение, исключенное Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, гарантирующее обеспечение посильной компенсации морального вреда наряду с материальным. Учитывая, что в соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией ООН "Против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания" компенсация нанесенного государством ущерба (как материального, так и морального) является коренным условием реабилитации жертвы репрессий, считаем целесообразным положение о компенсации морального вреда восстановить.
Во-вторых, ряд предложений касается внесения изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
1. Учитывая особый статус и заслуги перед государством инвалидов Великой Отечественной войны, законопроектом предлагается восстановить право инвалидов войны на бесплатное получение в пользование транспортных средств для тех, кто имел указанное право до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ и встал на учет в органах социальной защиты до 01.01.2005.
2. Перечень мер социальной поддержки членов семей погибших военнослужащих предлагается дополнить 50%-й скидкой стоимости проезда на железнодорожном, воздушном и водном транспорте один раз в год (туда, обратно).
Данная мера предоставлялась членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с Законом СССР от 01.08.1989 N 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания", а также в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1978 N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны". В принятом 12 января 1995 года Федеральном законе "О ветеранах" данная норма не нашла отражение среди мер социальной поддержки указанной категории граждан. Но поскольку статья 11 данного Закона указывала, что установленные ранее для ветеранов и членов их семей законодательством СССР и законодательством Российской Федерации права и льготы и другие меры социальной защиты не могут быть отменены без их равноценной замены, члены семей погибших военнослужащих продолжали пользоваться 50% скидкой стоимости проезда на железнодорожном, воздушном и водном транспорте один раз в год (туда, обратно), иногда доказывая свои права в судебном порядке.
Федеральным законом N 122-ФЗ норма о недействительности нормативных правовых актов, ограничивающих права и льготы ветеранов, по сравнению с ранее принятыми актами, была исключена из Федерального закона "О ветеранах". Следовательно, введение рассматриваемой меры социальной поддержки членов семей погибших военнослужащих в Федеральный закон "О ветеранах" оставляет право для данной категории граждан пользоваться соответствующей мерой социальной поддержки и избавляет от необходимости доказывания этого права в судебном порядке.
3. Изменения, вносимые в статью 22 Федерального закона "О ветеранах", касаются уточнения понятия "приравненные к ветеранам труда категории граждан". Данным законопроектом к ветеранам труда кроме граждан, приравненных к этой категории по состоянию на 31 декабря 2004 года, относятся ветераны военной службы и ветераны государственной службы, получившие это звание после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В-третьих, вносимые изменения и дополнения касаются восстановления в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отдельных мер социальной поддержки инвалидов, а именно:
включение в перечень технических средств реабилитации инвалидов средств передвижения (транспортных средств с ручным управлением). При этом указывается, что принятие решения об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации должно приниматься с учетом социальных критериев потребностей инвалида, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;
введение новой редакции статьи 30 "Транспортное обслуживание инвалидов", в соответствии с которой устанавливается право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно инвалидам и детям-инвалидам, а также лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида.
Восстановление в законодательстве Российской Федерации жизненно-необходимых для инвалидов натуральных льгот позволит сохранить возможность для интеграции этих категорий граждан в общество и их социальной адаптации. В настоящее время предусмотренные Федеральным законом N 122-ФЗ денежные выплаты для инвалидов не обеспечивают жизненно важные потребности данной категории граждан, нуждающихся в особой поддержке государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) статьи 14, 21, 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168; 2000, N 2, ст. 161; N 19, ст. 2023; 2001, N 33, ст. 3427; 2002, N 30, ст. 3033; N 48, ст. 4743; 2003, N 19, ст. 1750; 2004, N 19, ст. 1837, 30.08.2004, N 35, ст. 3607; 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 25);
2) преамбулу Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 21; Российская газета, 15.10.93; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4242; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 6, ст. 509; N 43, ст. 4108, 30.08.2004, N 35, ст. 3607; 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 25);
3) статьи 11.1, 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108, 30.08.2004, N 35, ст. 3607; 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 25);
4) соответствующие статьи Федерального закона от 23 декабря 2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.12.2004, N 52 (часть 1) ст. 5277).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
1. При внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" дополнительные расходы федерального бюджета в течение одного года составят 2688,3 млн. рублей.
Расчет потребности в финансовых средствах произведен исходя из следующих данных:
1) по расходам на предоставление инвалидам Великой Отечественной войны (далее инвалиды ВОВ) права на бесплатное получение в пользование транспортных средств:
численность инвалидов ВОВ в Пермской области - 889 человек;
общая численность населения Пермской области - 2802,4 тыс. человек;
общая численность населения Российской Федерации - 145 000 тыс. человек;
средняя стоимость транспортных средств по состоянию на 01.03.2005 составляет 88,2 тыс. рублей.
Примерная численность инвалидов ВОВ в Российской Федерации, которые состояли на учете в числе нуждающихся на получение в пользование транспортного средства до 31.12.2004, исходя из удельного веса населения Пермской области, составляет:
145 000 тыс. человек х 0,889 тыс. человек:2802,4 тыс. человек = 46,0 тыс. человек.
При условии обеспечения инвалидов войны необходимыми транспортными средствами в течение двух лет, дополнительные расходы федерального бюджета на год составят:
46,0 тыс. человек х 88,2 тыс. рублей:2 года = 2028,6 млн. рублей.
2) по расходам федерального бюджета на предоставление 50% скидки на стоимость проезда на железнодорожном, воздушном и водном транспорте один раз в год (туда и обратно) членам семей погибших (умерших) военнослужащих:
численность членов семей погибших военнослужащих в Пермской области - 15,0 тыс. человек;
средняя стоимость проезда 850 рублей.
Дополнительные расходы федерального бюджета на год составят:
(15,0 тыс. человек х 145 000 тыс. человек:2802,4 тыс. человек) х
0,85 тыс. рублей = 659,7 млн. рублей.
2. При внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнительные расходы федерального бюджета в течение одного года составят 12834,6 млн. рублей.
Расчет потребности в финансовых средствах произведен исходя из следующих данных:
1) по расходам на предоставление инвалидам технических средств передвижения (транспортных средств с ручным управлением):
численность инвалидов, состоящих на учете на льготное обеспечение транспортными средствами на 01.01.2005 в Пермской области, составляла 1,1 тыс. человек;
средняя стоимость транспортного средства - 52,9 тыс. рублей.
Дополнительные расходы федерального бюджета на год составят:
(1,1 тыс. человек х 145000 тыс.человек:2802,4 тыс.человек) х 52,9 тыс. рублей = 3010,8 млн. рублей;
2) по расходам на предоставление льготы по бесплатному проезду один раз в год к месту лечения и обратно инвалидам и детям-инвалидам, а также лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида:
общая численность инвалидов в Российской Федерации составляет 10 млн. человек;
численность сопровождающих инвалидов I группы и детей инвалидов в Пермской области составляет 30,1 тыс.человек;
средняя стоимость проезда - 1,7 тыс. рублей.
При условии, что льготой воспользуется 50% лиц от числа, имеющих на нее право, расходы составят:
(10000 тыс. человек + (30,1 тыс. человек х 145000 тыс. человек:2802,4 тыс. человек):2 х 1,7 тыс. рублей = 9823,8 млн. рублей.
Таким образом, в целом на реализацию проекта закона Российской Федерации потребуются дополнительные средства федерального бюджета на сумму 15522,9 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.