Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 22 мая 2001 г. N 2.2-1/0929
по проекту федерального закона N 77478-3 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Изучив по поручению Совета Государственной Думы (протокол N 73, пункт 176, от 24 апреля 2001 г.) проект федерального закона, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Установление (пункт 4 статьи 1 законопроекта) специальной "налоговой единицы" для исчисления ставок налогов, налоговой базы и т.д., изменение которой осуществляется решением Правительства Российской Федерации, представляется не соответствующим статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 6 статьи 3, статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым основные элементы налогообложения (налоговая ставка, налоговая база и другие) должны быть точно определены законом (а не нормативным актом Правительства Российской Федерации) при установлении налога, причем так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
В пункте 11 новой редакции статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 18 статьи 1 законопроекта) вызывает сомнение возможность предоставления Правительству Российской Федерации права утверждать методики определения для целей налогообложения цены товаров - то есть налоговой базы, так как согласно статьям 3 и 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база должна быть установлена законом.
Пункт 17 новой редакции статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 18 статьи 1 законопроекта) предусматривает: возможность заключения налогоплательщиком соглашения с налоговыми органами "об уровне рыночных цен, применяемых для оценки в целях налогообложения результатов заключаемых им сделок, или методиках исчисления этих цен" (при этом условия данного соглашения должны соответствовать типовому соглашению, утверждаемому Министерством Российской Федерации по налогам и сборам); исчисление налоговых обязательств налогоплательщика в период действия этого соглашения производится в соответствии с условиями такого соглашения. Обращаем внимание на то, что подобные положения не соответствуют статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоги должны быть установлены законом (то есть определение налоговых обязанностей лица должно осуществляться на основе норм закона, а не условий соглашения), налогообложение основывается на принципе всеобщности и равенства (то есть не должно быть индивидуальным в соответствии с конкретным соглашением).
В пункте 9 статьи 1 законопроекта не верно говорить о переходе на налогового агента обязательства по уплате налога с момента его удержания у налогоплательщика. У налогового агента, в этом случае, возникает обязанность по перечислению суммы налога в бюджет, но не обязанность уплаты налога, так как он не является налогоплательщиком.
В пунктах 35 и 36 статьи 1 законопроекта указывается, что при неисполнении налогоплательщиком определенных обязанностей, налоговый орган должен "снять налогоплательщика с налогового учета", при этом не учитывается то, что у лица остаются обязанности налогоплательщика, но оно уже снято с налогового учета.
Законопроект имеет также технико-юридические недостатки.
Внесение в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации предлагаемых изменений и дополнений потребует также внесения изменений: в Бюджетный кодекс Российской Федерации (необходимо будет изменить положения регулирующих отношения по предоставлению, учету и т.д. налоговых кредитов, в связи с исключением из Налогового кодекса Российской Федерации положений, позволяющих предоставлять налоговые кредиты); в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год" - в случае принятия законопроекта и вступления его в силу в 2001 году (в части исключения лимитов предоставления налоговых кредитов); в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (положения, регулирующие отношения по зачету и возврату излишне уплаченных сумм налогов).
Начальник Управления |
В.Б. Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.