Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение базовой цены на нефть сырую марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, с 146 долларов США за одну тонну (20 долларов США за один баррель) до 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов за один баррель).
Указанное повышение обусловлено следующими причинами.
В 2003 году цена отсечения устанавливалась на основании данных о средней цене на нефть за последние 10 лет. При этом, начиная с 2004 года, прогнозировалось снижение среднегодовой цены. В действительности в 2004 - 2005 гг. цена нефти продолжала расти, причем более высокими темпами по сравнению с предыдущим периодом. На 2006 - 2008 гг. прогнозируется некоторое снижение цены на нефть, однако, она останется выше уровня 2003 года (таблица 1).
Таблица 1.
Цена на нефть марки "Юралс" в 1994 - 2005 гг., долларов США за баррель
Год | Среднегодовая цена на нефть |
1994 | 15,5 |
1995 | 16,6 |
1996 | 20,1 |
1997 | 18,3 |
1998 | 11,8 |
1999 | 17,1 |
2000 | 26,7 |
2001 | 23,0 |
2002 | 23,7 |
2003 | 26,0*/27,2 |
2004 | 34,4 |
2005 (ожидаемое) | 48,0 |
Прогноз: | |
2006 | 40,0 |
2007 | 35,0 |
2008 | 36,0 |
Среднее за 1994-2003 | 19,94*/20,01 |
Среднее за 1997-2006 | 27,0 |
______________________________
* ожидаемое при создании Стабилизационного фонда
Если исходить из формирования цены отсечения на уровне средней за десять лет, то цену отсечения, которая начнет действовать с 2006 года, можно повысить с 20 до 27 долларов США за один баррель.
Кроме того, в 2004 - 2005 годах сложились более высокие, чем прогнозировалось ранее, объемы поступлений в Стабилизационный фонд, что позволило не только использовать часть средств Стабилизационного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, но и сформировать остаток средств, значительно превышающий закрепленный законодательно базовый объем Стабилизационного фонда (таблица 2).
Таблица 2.
Формирование и использование средств Стабилизационного фонда в 2004 - 2005 годах, млрд. руб.
Прогноз (при создании Стабилизационного фонда) |
Факт | |
Поступления в 2004 г. | 83,4 | 522,3 |
Использование в 2004 г. | - | - |
Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2005 (с учетом перечисления финансового резерва за 2004 год) |
264,3 | 739,4 |
Поступления в 2005 г. | 162,5 | 1 240,2* |
Использование в 2005 г. (досрочное погашение внешнего долга) |
- | 660,41 |
Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2006 |
426,8 | 1 425,69* |
______________________________
* прогноз по состоянию на август 2005 г.
В результате этих тенденций возросла устойчивость федерального бюджета к возможным неблагоприятным воздействиям внешних условий (таблица 3).
Таблица 3.
Некоторые показатели устойчивости федерального бюджета к внешним условиям, %
Объем Стабилизационного фонда на начало года к обязательствам федерального бюджета (включая расходы и погашение государственного долга) |
Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до уровня цены отсечения |
|
2004 | 3% | 11% |
2005 | 17% | 23% |
2006 | 31% | 76% |
Существенным фактором изменения цены отсечения является изменение условий проведения денежно-кредитной политики. В средне- и долгосрочной перспективе проблема стерилизации избыточной ликвидности сменится необходимостью увеличения денежного предложения. Расчеты показывают, что в январе - июне 2005 года федеральный бюджет и Стабилизационный фонд полностью обеспечивали стерилизацию избыточной ликвидности, в то время как чистый кредит банковской системе со стороны Банка России за этот период вырос, обеспечивая увеличение денежного предложения. По мере роста доверия населения к банковской системе, чему будет способствовать страхование вкладов, увеличится роль банковской системы как источника стерилизации, что позволит снизить объем остатков федерального бюджета, и в том числе, остатков Стабилизационного фонда.
Как показывают расчеты, повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу (таблица 4).
Таблица 4.
Некоторые показатели денежно-кредитной политики в 2004 - 2008 гг.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Базовая цена на нефть марки "Юралс", долларов США за один баррель |
20 | 20 | 27 | 27 | 27 |
Изменение чистого кредита федеральному правительству ("-" - стерилизация), млрд. руб. |
-596 | -697 | -883 | -384 | -432 |
Изменение чистого кредита банкам ("-" - стерилизация), млрд. руб. |
-173 | -647 | -288 | -129 | 53 |
Инфляция, дек./дек., % | 11,7 | 10-11 | 7-8,5 | 6-7,5 | 4-5,5 |
Укрепление реального эффективного курса рубля, дек./дек., % |
4,7 | 10 | 4,2 | 3,7 | 3,1 |
Справочно: цена на нефть марки "Юралс", долларов США за один баррель |
34 | 48 | 40 | 35 | 36 |
Таким образом, изменение объективных условий позволяет, начиная с 2006 года, провести перераспределение дополнительных доходов, связанных с высокими ценами на нефть, в пользу федерального бюджета.
В то же время расчеты показывают, что дальнейшее повышение базовой цены на нефть на 1 долл. США/бар. (свыше 27 долларов США за один баррель) в условиях 2006 года приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 0,8 - 0,9% и, соответственно, росту инфляции на 0,2 процентных пункта в год. При этом антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к росту реального эффективного курса рубля на 0,2 - 0,3 процентных пункта.
Дополнительное укрепление рубля к доллару США в 1999 - 2004 годах не оказывало существенного негативного влияния на конкурентоспособность экономики из-за значительного обесценения российской валюты в 1998 году. Однако к началу 2005 г. эффект девальвации практически себя исчерпал - индекс реального курса рубля к доллару США в январе 2005 года по отношению к декабрю 1997 года составил около 95%, то есть практически сравнялся с предкризисным уровнем. Это означает, что ускорение темпов роста курса рубля к доллару США в средне- и долгосрочной перспективе значительно снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства, и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.
Аналогичные последствия будет иметь использование накопленных средств Стабилизационного фонда внутри страны.
Соответственно, для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе необходимо исходить из недопустимости дальнейшего повышения базовой цены на нефть сверх уровня 27 долларов и возможности использования средств Стабилизационного фонда (сверх минимального объема в 500 млрд. рублей) только на погашение государственного долга Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта при соблюдении этих базовых условий позволит увеличить ресурсы федерального бюджета, необходимые для выполнения принятых в 2005 году на трехлетний перспективный период расходных обязательств, при сохранении базовых принципов и целей создания Стабилизационного фонда и обеспечении макроэкономической стабильности.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) позволит в 2006-2008 гг. оставить в распоряжении федерального бюджета дополнительные ресурсы в объеме 962,0 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - 324,1 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица 1.
Сравнительные показатели формирования и использования средств федерального бюджета и Стабилизационного фонда в 2006 - 2008 гг., млрд. руб.
2006 | 2007 | 2008 | |
Действующие условия | |||
Доходы федерального бюджета без учета перечислений в Стабфонд |
3 864,5 | 4 342,4 | 4 989,1 |
Объем Стабилизационного фонда на начало года | 1 256,3 | 2 397,1 | 3 071,2 |
Поступления в Стабилизационный фонд | 1 181,6 | 747,3 | 791,8 |
Использование (включая досрочное погашение внешнего долга Российской Федерации) |
40,9 | 73,2 | - |
Объем Стабилизационного фонда на конец года | 2 566,4 | 3 071,2 | 3 863,0 |
Дополнительные ресурсы федерального бюджета | 0 | 0 | 0 |
В условиях принятия законопроекта | |||
Доходы федерального бюджета без учета перечислений в Стабфонд |
4 188,6 | 4 658,6 | 5 310,8 |
Объем Стабилизационного фонда на начало года | 1 425,7 | 2 242,3 | 2 600,2 |
Поступлении в Стабилизационный фонд | 857,5 | 431,1 | 470,1 |
Использование (включая досрочное погашение внешнего долга Российской Федерации) |
40,9 | 73,2 | - |
Объем Стабилизационного фонда на конец года | 2 242,3 | 2 600,2 | 3 070,4 |
Дополнительные ресурсы федерального бюджета | 324,1 | 316,2 | 321,7 |
Дополнительные ресурсы федерального бюджета учтены в перспективном финансовом плане Российской Федерации на 2006 - 2008 годы и проекте федерального бюджета на 2006 года в качестве источников финансового обеспечения принятых в 2005 году решений по повышению заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих, социальной поддержки населения и созданию условий для экономического развития Российской Федерации.
При этом будет обеспечен достаточный в прогнозируемых условиях уровень устойчивости федерального бюджета к неблагоприятным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры (таблица 2).
Таблица 2.
Сравнительные показатели устойчивости федерального бюджета в 2006 - 2008 гг., %
2006 | 2007 | 2008 | |
Действующие условия | |||
Объем Стабилизационного фонда на начало года к объему обязательств федерального бюджета (включая расходы и погашение долга) |
31% | 47% | 54% |
Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до 27 долл./баррель |
117% | 285% | 292% |
В условиях принятия законопроекта | |||
Объем Стабилизационного фонда на начало года к объему обязательств федерального бюджета (включая расходы и погашение долга) |
31% | 44% | 45% |
Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до 27 долл./баррель |
117% | 266% | 248% |
Таким образом, в результате принятия законопроекта будут созданы финансовые условия для увеличения бюджетных расходов и проведения в среднесрочной перспективе более активной и гибкой бюджетной политики при безусловном обеспечении макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов и иных нормативных правовых актов, требующих изменений в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
Предусматриваемое им изменение базовой цены на нефть будет отражено в изменениях в Правилах перечисления в Стабилизационный фонд Российской Федерации дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на начало финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 года N 31 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N 95 (далее - Правила):
1) Внести в абзац второй пункта 2 Правил следующие изменения:
число "12,7" заменить числом "38,6".
2) Внести в абзац четвертый пункта 2 Правил следующие изменения:
число "20" заменить числом "27";
число "146" заменить числом "197,1".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.