Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
от 17 октября 2005 г. по проекту федерального закона N 211455-4 "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Рассмотрев проект федерального закона N 211455-4 "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает следующее.
1. Данным законопроектом предусматривается изменение федерального налога, а именно ставок единого социального налога, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и вносится он одновременно с проектами федеральных законов о бюджетах указанных фондов на 2006 год, в которых эти предлагаемые изменения уже учтены, что противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации (статья 146), в соответствии с которым доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Необходимостью внесения данного законопроекта являются потери в системе обязательного медицинского страхования, связанные с сокращением ставки единого социального налога с 1 января 2005 года, зачисляемого в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, с 3,6% до 2,8%. Потери оцениваются в размере не менее 16 млрд. рублей (по оценкам Комитета Государственной Думы по охране здоровья фактическое снижение составляет 23 млрд. рублей).
Правительством Российской Федерации предлагается восполнить недофинансирование системы обязательного медицинского страхования в размере 16,65 млрд. рублей за счет увеличение# ставки ЕСН на 0,3%, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (с 0,8% до 1,1%), и направить указанные средства на выравнивание уровня финансового обеспечения территориальных программ обязательного медицинского страхования.
3. Источником увеличения финансирования системы обязательного медицинского страхования предлагается сокращение ставки единого социального налога в размере 0,3%, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации. Таким образом, ставка единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, с 1 января 2006 года составит 2,9%.
Основанием сокращения является увеличение остатков средств по обязательному социальному страхованию на счетах Фонда: 26 млрд. рублей на начало 2006 года (без учета остатков средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
Вместе с тем, следует отметить, что бюджет Фонда социального страхования на 2005 год сформирован с текущим дефицитом в размере 5280,1 млн. рублей, из которых 2739,5 млн. рублей предполагается покрыть за счет остатков средств Фонда, имеющихся на начало года по обязательному социальному страхованию, и 2540,6 млн. рублей за счет остатков по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
4. Согласно решениям, принятым Комитетом Государственной Думы по охране здоровья и Комитетом Государственной Думы по труду и социальной политике при рассмотрении указанного законопроекта и бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год, предполагается перечисление средств, поступающих в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в результате увеличения ставки единого социального налога на 0,3%, в Фонд социального страхования Российской Федерации. Указанные средства будут перечислены в качестве трансфертов на осуществление делегируемых Фонду социального страхования Российской Федерации функций:
по оплате проведения диспансеризации работающих граждан и оказание им первичной медицинской помощи;
по оплате оказываемых государственными учреждениями родовспоможения медицинских услуг путем введения соответствующих государственных родильных сертификатов.
5. Наименование и текст законопроекта нуждаются в технико-юридической правке в соответствии с замечаниями, изложенными в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.