Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности
от 6 сентября 2005 г. N 3.9-46/1 по проекту федерального закона N 213079-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 213079-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Предметом законопроекта является введение института саморегулирования в оценочной деятельности.
Законопроектом предусматривается отмена с 1 января 2006 года лицензирования оценочной деятельности, которое заменяется ответственностью саморегулируемых организаций оценщиков, членами которых согласно концепции законопроекта в обязательном порядке должны быть организации оценщиков, оценщики - индивидуальные предприниматели и специалисты-оценщики.
Законопроект направлен на существенное снижение административного воздействия на оценочную деятельность, освобождение государственных органов от выполнения избыточных регулирующих функций, осуществление рыночного регулирования оценочной деятельности. По мнению Правительства Российской Федерации предлагаемые меры позволят унифицировать оценочную деятельность, обеспечат развитие данного сектора рынка, повысить качество и объективность оказываемых оценочных услуг.
Комитет по собственности поддерживает введение новеллы по проведению обязательного аудита финансовой деятельности саморегулируемых организаций, что позволит обеспечить финансовую стабильность саморегулирования в целом.
Законопроектом предполагается наделение саморегулируемых организаций оценщиков функциями проведения повышения квалификации и контроля за качеством работы являющихся членами этих организаций специалистов-оценщиков, оценщиков - индивидуальных предпринимателей и организаций оценщиков, а также ведение Единого реестра специалистов-оценщиков, оценщиков - индивидуальных предпринимателей и организаций оценщиков.
Комитет поддерживает предлагаемые Правительством Российской Федерации новеллы законодательства об оценочной деятельности и считает их внесение целесообразными.
Вместе с тем Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее.
Несмотря на то, что законопроект соответствует идеям и целям саморегулирования, определенным в принятом в первом чтении проекте федерального закона "О саморегулируемых организациях", по мнению Комитета по собственности он нуждается в более детальной проработке отдельных механизмов саморегулирования применительно к оценочной деятельности.
В частности требуется уточнение понятия субъектов оценочной деятельности. Вызывает сомнение правомерность отнесения потребителей оценочных услуг к субъектам оценочной деятельности.
Введение в законопроект категории саморегулируемых организаций специалистов- оценщиков, безусловно потребует дополнительной проработки вопроса согласования их интересов с саморегулируемыми организациями оценщиков - юридических лиц.
По мнению Комитета потребует дополнительного обсуждения перечень полномочий уполномоченного федерального органа, осуществляющего надзор и контроль за саморегулируемыми организациями оценщиков требований законодательства об оценочной деятельности с учетом введения правовых норм об институте саморегулирования в оценочной деятельности, как сорегуляторе от имени государства в качестве публичной инициативной деятельности оценщиков.
Вызывает сомнение установление ограничения по месту нахождения членов саморегулируемых организаций не менее чем в одной трети субъектах Российской Федерации не является бесспорным, так как такое ограничение не способствует развитию конкуренции саморегулируемых организаций в сфере оценочной деятельности.
Требуют конкретизации положения статьи 20 законопроекта, ограничивающей стандарты оценки одним федеральным уровнем - федеральными стандартами оценки, утверждаемыми соответствующим федеральным органом.
Законопроектом предусматривается создание Национального совета по оценочной деятельности, который должен представлять собой объединение саморегулируемых организаций оценщиков, и формироваться из представителей саморегулируемых организаций пропорционально численности их членов или специалистов-оценщиков, работающих по трудовым договорам в таких организациях. По мнению Комитета по собственности является излишним требование о согласовании устава Национального совета по оценочной деятельности с федеральным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.
Законопроектом не четко прописаны механизмы обеспечения ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков.
Законопроект не содержит положений, регламентирующих условия перехода членов саморегулируемых организаций из одной в другую.
По мнению Комитета по собственности требуют конкретизации новеллы законопроекта об установлении Правительством Российской Федерации особенностей формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда. В связи с тем, что компенсационные фонды являются основным защитным механизмом саморегулирования, Комитет считает, что вопросы формирования и размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций должны быть урегулированы Федеральным законом, а вопрос использования должен относиться к ведению саморегулируемых организаций с учетом ограничений, установленных федеральным законом.
Частью второй статьи 23 проекта устанавливается перечень документов, представляемых некоммерческими организациями в уполномоченный федеральный орган для включения их в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков. Указанный перечень является единым как для организаций оценщиков - юридических лиц, так и для организаций, объединяющих специалистов-оценщиков с учетом решения вопроса об особенностях саморегулируемых организаций специалистов-оценщиков. Комитет считает, что подобное обобщение подходов к представляемым документам может привести к вынесению уполномоченным федеральным органом неправомерных решений об отказе во включении некоммерческой организации в качестве саморегулируемой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.
Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
На основании изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 213079-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте изложенных в настоящем заключении предложений и замечаний.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.