Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 октября 2005 г. N вн. 2.2-1/2848 по проекту федерального закона
N 213079-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), детально урегулировав порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков. При этом представляется, что в целях однозначного понимания правового статуса таких организаций в новой редакции статьи 22 Закона (пункт 7 статьи 1 проекта) следует четко определить, являются ли они особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций или создаются в уже регламентированных законом организационно-правовых формах некоммерческих организаций, основанных на членстве. Кроме того, редакцию части 4 статьи 22 Закона, которая предусматривает, что саморегулируемые организации оценщиков вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с профессиональными интересами ее членов, следует согласовать с нормой, содержащейся в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2. Обязательное членство оценщиков и специалистов-оценщиков в саморегулируемых организациях оценщиков рассматривается законопроектом в качестве альтернативы лицензирования оценочной деятельности, которое прекращается с 1 января 2006 года (см. пункт 5 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При этом следует иметь в виду, что подобный подход потребует внесения соответствующих изменений в ряд законодательных актов, например, в подпункты 7-10 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации, которые, устанавливая особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий, содержат упоминание об оценщиках, имеющих лицензии на соответствующий вид оценки.
3. Проект закона нуждается в доработке в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" в части условных наименований федеральных органов исполнительной власти. Так, в предлагаемой новой редакции статьи 18 Закона упоминаются "федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации". В то же время в новых редакциях статей 19, 22, 23, 24.1, 24.5, 24.6 Закона употребляются словосочетания "уполномоченные федеральные органы", "уполномоченные федеральные органы исполнительной власти", "уполномоченные органы", в предлагаемых редакциях статей 20, 24.2, 24.6 Закона, в статье 2 проекта - "федеральный орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности", "уполномоченный федеральный орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности".
4. Часть 10 статьи 22 Закона (последний абзац пункта 7 статьи 1 проекта) предусматривает формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков за счет взносов членов саморегулируемой организации. При этом в новой редакции статьи 22 Закона не определено назначение расходования средств указанного компенсационного фонда.
Обращаем внимание, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации поступления в виде любого имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. При этом пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, а также исчерпывающий перечень имущества, признаваемого Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве средств целевого финансирования и не учитываемого при определении налоговой базы.
Новая статья 22 Закона не относит средства компенсационного фонда саморегулируемой организации оценщиков к средствам целевого финансирования (что является предметом регулирования федерального закона, а не нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации) и указанные средства не внесены в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций. В этой связи обращаем внимание, что средства компенсационного фонда саморегулируемой организации будут подлежать учету при определении налоговой базы налога на прибыль организаций.
Текст законопроекта нуждается в редакционной и лингвостилистической доработке. Правка текста юридико-технического характера передана в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.