Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по безопасности от 17 октября 2005 г. N 52/1 на проект федерального
закона N 217901-4 "О парламентском расследовании", внесенный Президентом Российской Федерации
В Комитете Государственной Думы по безопасности рассмотрен проект федерального закона N 217901-4 "О парламентском расследовании".
Проблема правого регламентирования участия членов палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации и проведении парламентских расследований является весьма актуальной и требует скорейшего законодательного разрешения.
Как представляется, предлагаемый законопроект направлен на обеспечение защиты общественных интересов и создает условия для участия граждан Российской Федерации в мероприятиях по контролю за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Проектом нового федерального закона устанавливаются предмет парламентского расследования, основания для его возбуждения, организационные формы парламентского расследования и основные положения, касающиеся процедуры его проведения, а также обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.
Вместе с тем, полагаем необходимым обратить внимание на следующие моменты, требующие доработки текста законопроекта.
Так, в рассматриваемом законопроекте используется термин "депутатское объединение в Государственной Думе". Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (вступает в силу в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва) единственным видом объединения депутатов в Государственной Думе является фракция. На этом основании предлагается слова "депутатское объединение" заменить словом "фракция" в соответствующем числе и падеже.
В части 1 статьи 26 законопроекта предусматривается право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в случае грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии. Данное положение необходимо согласовать с пунктом 2 статьи 32 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", согласно которому Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе обратиться с указанным предложением вне зависимости от массовости или грубости нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Определенный частью 1 статьи 3 законопроекта предмет парламентского расследования не рассматривает обстоятельства, связанные с обеспечением государственной безопасности Российской Федерации.
Пункт 4 части 2 статьи 3 устанавливает запрет на проведение парламентских расследований по фактам и обстоятельствам, расследуемым в порядке уголовного судопроизводства. В некоторых случаях, как например трагедия в Беслане, события и факты по которым уже возбуждены уголовные дела и ведется следствие, вызывают широкий общественный резонанс и, по мнению граждан, требуют независимого парламентского расследования.
Прописанный в законопроекте механизм формирования и функционирования комиссии по парламентскому расследованию, а также утверждения итогового доклада представляется необоснованно усложненным и трудно реализуемым на практике.
Заложенный в части 2 статьи 15 законопроекта принцип закрытости заседаний комиссии не согласуется с декларируемыми гласностью и целями парламентского расследования.
Так же следует отметить, что в предложенном законопроекте не достаточно четко сформулированы правовые последствия использования результатов работы комиссии и не обеспечен механизм реализации сделанных ею выводов.
Данные замечания могут быть реализованы при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности считает возможным одобрить концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.