Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части инвестирования пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения в ипотечные паевые инвестиционные фонды)"
1. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части инвестирования пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения в ипотечные паевые инвестиционные фонды)" направлен на расширение перечня объектов инвестирования, в которые могут инвестироваться пенсионные накопления граждан и накопления для жилищного обеспечения военнослужащих. Законопроект предусматривает внесение в действующее законодательство следующих изменений:
- включение паев ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в перечень объектов инвестирования при инвестировании пенсионных накоплений граждан,
- разрешение государственной управляющей компании инвестировать пенсионные накоплений в жилищные облигации с ипотечным покрытием, в том числе при отсутствии гарантий со стороны Российской Федерации,
- разрешение государственной управляющей компании инвестировать пенсионные накоплений в паи ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов, в случае если требования к составу и структуре активов ипотечного закрытого паевого инвестиционного фонда соответствуют требованиям к ипотечному покрытию жилищных облигаций с ипотечным покрытием,
- включение паев ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в перечень разрешенных объектов инвестирования при инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
2. Сложившаяся в финансовом секторе России ситуация придает повышенную актуальность задаче секьюритизации ипотечных активов. Применение Федерального закона "Об ипотечных ценных бумаг" на практике сталкивается с рядом трудностей нормативного и экономического характера. В то же время эффективным инструментом развития рынка ипотеки и решения проблемы рефинансирования кредитных организаций является создание ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов. По своим финансово-экономическим характеристикам пай ипотечного закрытого паевого инвестиционного фонда полностью эквивалентен ипотечному сертификату участия. В то же время указанный пай не относится к категории ипотечных ценных бумаг, что необоснованно ограничивает возможности по его использованию в качестве объекта инвестирования.
Реальная динамика на рынке ипотечных паевых инвестиционных фондов и реализация задач по развитию рынка ипотечного кредитования зависит от внесения изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую порядок и виды разрешенных объектов инвестирования средств пенсионных накоплений и средств накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
3. Статья 26 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" N 111-ФЗ от 27 июля 2002 г. и статья 16 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" N 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. устанавливают тождественный перечень разрешенных активов:
1) государственные ценные бумаги Российской Федерации:
2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
3) облигации российских эмитентов, помимо указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта;
4) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
5) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
6) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
7) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях:
8) депозиты в рублях в кредитных организациях;
9) иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Размещение средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные настоящими Федеральными законами, не допускается.
Действующее законодательство не предусматривает возможности инвестирования в паи ипотечных паевых инвестиционных фондов, несмотря на их финансово-экономическую эквивалентность ипотечным ценным бумагам.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционных фондах" N 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г., инвестиционный пай закрытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет долю владельца этого пая в праве общей собственности на имущество, составляющее инвестиционный фонда, а также право требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, а также право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, право на получение такого дохода.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н утверждено "Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов". Положение устанавливает требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов.
В частности, требования к составу и структуре активов закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категории ипотечных фондов, в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к ипотечному покрытию, формируемому при выпуске ипотечных ценных бумаг.
В состав активов закрытого паевого инвестиционного фонда, относящегося к категории ипотечных фондов, могут входить денежные средства, включая иностранную валюту, на счетах и во вкладах в кредитных организациях, а также:
государственные ценные бумаги Российской Федерации;
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров и права залогодержателя по договорам об ипотеке, в том числе удостоверенные закладными;
денежные требования по обязательствам из кредитных договоров, по которым кредиты предоставлены для уплаты цены по договорам участия в долевом строительстве объектов недвижимого имущества, заключенных в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также права залогодержателя по договорам залога имущественных прав по указанным договорам участия в долевом строительстве;
ипотечные ценные бумаги;
объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом ипотеки, обеспечивающей исполнение обязательств, денежные требования по которым составляют активы фонда, - в случае обращения взыскания на указанные объекты;
имущественные права по обязательствам из договоров участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", являющиеся предметом залога, обеспечивающего исполнение обязательств, денежные требования по которым составляют активы фонда, - в случае обращения взыскания на указанные имущественные права.
5. В 2004 г. в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" N 152-ФЗ от 11 ноября 2003 г. были внесены изменения (Федеральным законом oт 29.12.2004 N 193-ФЗ), вводящие понятие жилищной облигации с ипотечным покрытием. Согласно статье 2 закона "жилищная облигация с ипотечным покрытием - облигация с ипотечным покрытием, в состав которого входят только права требования, обеспеченные залогом жилых помещений". По логике авторов указанных изменений законодательное закрепление данной дефиниции позволяет использовать эти ценные бумаги в качестве объекта инвестирования пенсионных накоплений, переданных государственной управляющей компании, поскольку данная категория ипотечных ценных бумаг отличается повышенной надежностью.
6. Внесение предложенных в законопроекте поправок в действующее законодательство потребует соответствующего изменения подзаконных актов. В частности, в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 379 предлагается внести следующие изменения:
В пункт 1 включить подпункт з) следующего содержания:
"з) средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в паи ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Нумерацию подпунктов соответственно изменить.
Подпункт г) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, паи ипотечных закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации", - 40 процентов".
В инвестиционную декларацию Внешэкономбанка о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.09.2003 г. N 540 предлагается внести следующие изменения:
В пункте 3 включить подпункт в) следующего содержания:
"в) инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных ипотечных фондов, находящихся в доверительном управлении уполномоченных управляющих компаний, победителей конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным Фондом РФ договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений,
г) жилищные облигации с ипотечным покрытием,".
Нумерацию соответственно изменить.
В пункте 5 подпункт в) изложить в следующей редакции:
"в) ипотечные ценные бумаги, инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных ипотечных фондов - 40 процентов;".
В Постановление Правительства РФ N 278 от 03.05.2005 г. "О дополнительных ограничениях на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и максимальных долях в совокупном инвестиционном портфеле отдельных классов активов" предлагается внести следующие изменения:
В пункте 2 подпункт г) изложить в следующей редакции:
"г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных ипотечных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации - 40 процентов;".
В приказ Министерства финансов РФ от 22.02.1999 г. N 16н "Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов" предлагается включить следующие изменения:
В пункте 6 подпункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) жилищные сертификаты, денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам (закладные), кроме относящихся к подпунктам 1-3 настоящего пункта);
подпункт 4 пункта 11 изложить в следующей редакции:
"4) инвестиционные паи открытых и интервальных, а также закрытых ипотечных паевых инвестиционных фондов, правила доверительного управления которых зарегистрированы в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и инвестиционная декларация которых ограничивается активами, указанными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16-18 пункта 6 настоящих Правил".
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
В настоящий момент правоотношения, возникающие в процессе инвестирования пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения, а также деятельность инвестиционных фондов, регулируются следующими законодательными актами:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации,
- Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг",
- Федеральный закон РФ "Об ипотечных ценных бумагах",
- Федеральный закон РФ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг",
- Федеральный закон РФ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих",
- Федеральный закон РФ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",
- Федеральный закон РФ "Об инвестиционных фондах".
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует принятия, изменения или отмены иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.