В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается статью 1 Федерального закона "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее Закон) изложить в новой редакции и установить тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в размере 1440 рублей в месяц. Также законопроектом предлагается ввести норму об установлении тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений не ниже тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Кроме того, финансирование затрат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией законопроекта, предлагается осуществлять посредством выделения субвенций из федерального бюджета.
Предлагаемые законопроектом изменения противоречат статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, а тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления.
В рамках реформы федеративных отношений и в целях реализации федеральных законов от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в 2004 г. были приняты поправки в законодательство Российской Федерации, в том числе в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, направленные на формирование новой системы межбюджетных отношений, обеспечивающей финансовую самостоятельность и ответственность органов власти всех уровней за результаты своей политики на основе четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников федерального, региональных и местных бюджетов.
Положение, которое предусматривает финансирование затрат субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией законопроекта, посредством выделения субвенций из федерального бюджета, не согласуется с проводимой реформой федеративных отношений и местного самоуправления, разграничением полномочий в сфере оплаты труда, с правами органов государственной власти и органов местного самоуправления в части самостоятельного регулирования вопросов, касающихся условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти относится определение порядка установления и исполнения только расходных обязательств Российской Федерации.
Установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования относится к бюджетным полномочиям соответственно органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В связи с этим регулирование на федеральном уровне вопросов предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, не финансируемых из федерального бюджета, не соответствует принципам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предлагаемый законопроект носит затратный характер, поскольку предусматривает увеличение в два раза заработной платы работников федеральных государственных учреждений путем повышения с 1 июля 2005 г. тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC с 720 рублей до 1440 рублей в месяц, а также выделение соответствующих субвенций из федерального бюджета на повышение оплаты труда работников бюджетных учреждений в субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что принятие предлагаемого решения может привести к серьезному дисбалансу бюджетов Российской Федерации и необходимости оказания им финансовой помощи в размерах, превышающих возможности федерального бюджета.
В ряде субъектов Российской Федерации будет превышен допустимый уровень дефицита бюджета, а удельный вес средств, направляемых на обеспечение выплаты заработной платы и других первоочередных социальных выплат, составит более 60 процентов в расходах бюджетов Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует дополнительных расходов, не предусмотренных федеральным бюджетом на 2005 год, в размере 59,4 млрд. руб. - на повышение оплаты труда работников государственных федеральных учреждений и 200,3 млрд. руб. - на предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации. Однако источник финансирования новых расходов в законопроекте не определен, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует вопросы, связанные с принятием федерального закона или другого правового акта, предусматривающего изменение расходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 июля 2005 г. N 2066п-П12 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений", вносимый в Государственную Думу Белгородской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был