Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
от 20 сентября 2005 г. N 3.2-58/4 по проекту федерального закона N 211450-4
"О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Статья первая законопроекта предполагает существенные изменения в установлении классов профессионального риска и размеров страховых тарифов. При сохранении диапазона страховых тарифов от 0,2% до 8,5%, количество классов профессионального риска увеличивается с 22-х до 32-х.
Эта новация продиктована целым рядом обстоятельств.
Во-первых, переход от отраслевой классификации (ОКОНХ) к классификации по видам экономической деятельности (ОКВЭД) обусловил почти трехкратное увеличение классификационных единиц (отраслей насчитывалось немногим более 750, а видов экономической деятельности - свыше 1800).
Во-вторых, увеличение численности видов экономической деятельности по сравнению с количеством отраслей экономики значительно увеличили средневзвешенное число видов экономической деятельности в классе по сравнению с числом отраслей.
Указанные выше изменения обусловили перемены как в порядке отнесения страхователей к классам профессионального риска, так и в определении размеров страховых тарифов.
В условиях значительного расширения дифференциации страховых тарифов по классам профессионального риска (с 22 до 32) и сохранения их диапазона в прежних пределах от 0,2 до 8,5%, можно выделить условно три группы тарифов. Так, в одиннадцати классах профессионального риска (с I по XI) величина страховых тарифов не изменилась по сравнению с действовавшими на протяжении последних пяти лет; в последующих одиннадцати классах профессионального риска (с XII по XXII) размеры страховых тарифов снижены (XII класс - на 13,4%, а XXII - на 60%) относительно действующих сейчас, а еще десять классов профессионального риска - с XXIII по XXXII - введены впервые и для них предусмотрены соответствующие величины страховых тарифов.
Статьей 2 законопроекта предусматривается сохранение на 2006 год льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленной в 2001 году и продлевавшейся в последствии на 2002, 2003, 2004 и 2005 годы.
Указанная льгота предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60 процентов от размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 проекта закона в части начисленных по всем основаниям, независимо от источников финансирования, выплат в денежной и (или) натуральной форме (включая, в соответствующих случаях, вознаграждения по гражданско-правовым договорам) в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп, что позволит работодателям активнее привлекать инвалидов к общественно-полезному труду и использовать данную категорию населения в трудовом процессе.
В соответствии с Распоряжением Председателя Государственной Думы от 29 августа 2005 года (N 255р-1) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для внесения замечаний и предложений. Срок представления замечаний и предложений в комитет был установлен до 14 сентября 2005 года.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект от 14.09.2005 за N вн 2.2-1/2580 замечаний концептуального характера не имеется, а отмечается необходимость юридико-технической доработки.
В заключении Комитета Государственной Думы по охране здоровья отмечаются отсутствие в материалах к законопроекту расчетов, обосновывающих запланированные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, а также необоснованно большие расходы на содержание аппарата в сумме 4,47 млрд. рублей, что составляет 10,63% всех расходов на осуществление этого вида социального страхования.
Комитет Совета Федерации по социальной политике обращает внимание на отсутствие в материалах к законопроекту расчетов, обосновывающих вывод о том, что увеличение классов профессионального риска направлено на приближение размеров страховых тарифов к адекватным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве работников. С учетом указанных замечаний комитет поддерживает концепцию законопроекта.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации предлагается Правительству Российской Федерации при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе представить расчеты, обосновывающие необходимость увеличения количества классов профессионального риска в объемах, предложенных в законопроекте, а также проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска". С учетом указанных замечаний Счетная палата считает возможным принятие законопроекта Государственной Думой в первом чтении.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта финансовая обеспеченность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году обосновывается укрупненными макроэкономическими расчетами.
В то же время законопроект внесен в Государственную Думу без приложения Правил (или проекта Правил) отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, предусмотренных частью третьей ст. 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что не позволяет оценить достаточность сумм поступлений. Это отмечено также в отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике и Счетной палаты Российской Федерации. Хотя именно расчет ставок страховых тарифов по видам экономической деятельности, соотнесенным к соответствующим классам профессионального риска, позволил бы подтвердить макроэкономические расчеты и достаточность сумм поступлений по данному виду страхования для выполнения всех обязательств перед застрахованными.
В связи с этим Правительству РФ предлагается представить в Государственную Думу ко второму чтению Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска и соответствующие расчеты.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом отмеченных замечаний.
Заместитель председателя |
О.В. Еремеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.