Письмо Счетной палаты РФ от 16 сентября 2005 г. N 01-1211/14-1
Счетная палата Российской Федерации подготовила и направляет заключения на проекты федеральных законов "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год", "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Заключения рассмотрены на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации 9 сентября 2005 года (протокол N 31 (448).
Приложение: на 50 л. в 1 экз.
Председатель |
С.В. Степашин |
Заключение
Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год"
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Законопроект сформирован с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и основных параметров прогноза до 2008 года, разработанных Минэкономразвития России, а также данных Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности в 2004 году.
Статьей 1 законопроекта устанавливаются для страхователей на 2006 год страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по 32 классам профессионального риска в диапазоне от 0,2 (по 1 классу) до 8,5 (по 32 классу) процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Предлагаемое в Законопроекте увеличение количества классов профессионального риска с действующих в 2005 году 22 классов до 32 в 2006 году обуславливается введением с 1 января 2003 года Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), содержащего 1842 кода видов экономической деятельности взамен ранее действующего Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ),
содержащего 755 кодов отраслей (подотраслей) экономики.
Следует отметить, что по результатам тематической проверки полноты сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2002 год, проведенной Счетной палатой в ФСС, была подготовлена и направлена в Правительство Российской Федерации аналитическая записка, в которой был сделан вывод о целесообразности пересмотра интегрального показателя профессионального риска, используемого для отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, с целью более полного отражения в нем вероятности повреждения утраты здоровья пострадавших, затрат на выплаты в возмещение вреда с учетом имеющихся ограничений объемов выплат и разукрупнения классов профессионального риска с низким тарифом страховых взносов.
Одним из важнейших факторов распределения видов экономической деятельности по классам профессионального риска (и, соответственно, дифференциации размеров страховых взносов) является покрытие всех затрат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в каждом классе профессионального риска величиной собранных страховых взносов в этом классе.
В пояснительной записке к Законопроекту отмечается, что увеличение классов профессионального риска позволит приблизить размеры страховых тарифов к реальным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве работников, однако обосновывающие расчеты в представленных материалах к законопроекту отсутствуют.
Необходимо отметить, что в связи с введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) следует разработать и утвердить в установленном порядке на 2006 год Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска взамен действующих в 2005 году Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 года N 975. Однако проекта соответствующего постановления Правительства Российской Федерации в составе материалов к законопроекту не представлено.
Статьей 2 Законопроекта предусматривается сохранение в 2006 году действующих в 2001-2005 годах льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расчет средневзвешенного по видам экономической деятельности страхового тарифа производился исходя из фонда оплаты труда на 2006 год, представленного Минэкономразвития России, в объеме 5917,0 млрд. рублей, скорректированного на разницу сумм фонда оплаты труда, начисленного в декабре 2006 года, по отношению к декабрю 2005 года и на некоторые виды оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы (211,2 млрд. рублей, или 3,57%). В результате скорректированный фонд-оплаты труда составил 5705,8 млрд. рублей.
Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 98,0% с учетом поступления в счет погашения задолженности по страховым взносам (недоимки).
Представленный к Законопроекту расчет страховых тарифов осуществлялся на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в 2006 году в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 1,07 раза. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты принят в сумме 33000 рублей в соответствии со статьей 8 проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", т.е. на уровне 2005 года.
Размер единовременной страховой выплаты в представленных к законопроекту расчетах принят на уровне 2005 года, т.е. 43200 рублей (в соответствии со статьей 4 проекта федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
В результате общая сумма затрат для финансирования обязательств по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определена в расчетах к законопроекту на 2006 год в сумме 42122,1 млн. рублей (с учетом норматива оборотных денежных средств на 1 января 2007 года в сумме 2623,8 млн. рублей) и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы на медицинскую социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, расходы по доставке и пересылке страховых выплат и другие расходы.
Исходя из вышеперечисленных условий и с учетом привлечения остатков средств ФСС по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало 2006 года в сумме 6176,2 млн. рублей, средний тариф страховых взносов на 2006 год определен в расчетах к законопроекту в размере 0,63% от скорректированного фонда оплаты труда и позволяет сформировать доходы ФСС от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 35227,4 млн. рублей (в 2005 году средний тариф страховых взносов планировался на уровне 0,71%).
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на 2006 год включены в проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год (обособленно от других доходов и расходов бюджета ФСС).
Предложения:
Счетная палата Российской Федерации полагает целесообразным при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации представить:
- расчеты, обосновывающие необходимость увеличения количества классов профессионального риска в объемах, предложенных в законопроекте;
- проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска".
Учитывая вышеизложенное, Счетная палата Российской Федерации полагает, что законопроект может быть принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении с учетом замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Аудитор Счетной палаты |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Счетной палаты РФ от 16 сентября 2005 г. N 01-1211/14-1
Текст письма официально опубликован не был