Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 сентября 2005 г. N вн.2.2-1/2651
по проекту федерального закона N 211451-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект предусматривает новую редакцию части первой статьи 1 Федерального закона и статьи 18 Бюджетного кодекса, которая содержит новое понятие "государственные (муниципальные) активы". В связи с этим в законопроекте необходимо раскрыть содержание указанного понятия.
Некоторые положения законопроекта нуждаются в корректировке в целях корреляции изменений, вносимых в Федеральный закон, с проектируемыми изменениями Бюджетного кодекса. Законопроект по-разному определяет состав администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации: в новой редакции части третьей статьи 2 Федерального закона в составе указанного понятия отсутствуют бюджетные учреждения, указанные в новой части статьи 20 Бюджетного кодекса. Обращаем внимание, что предлагаемая в статью 20 Бюджетного кодекса формулировка "бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решении о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных платежей в бюджет, пеней и штрафом по ним" нуждается и доработке. Действующее законодательство (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 161 Бюджетного кодекса) не предусматривает подобных контрольных полномочий за бюджетными учреждениями. Предлагаемые законопроектом контрольные полномочия бюджетных учреждений согласно статьям 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляют налоговые органы.
Кроме того, в новой редакции части третьей статьи 2 Федерального закона в сое гаи администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации не входят органы местного самоуправления, в новой части статьи 20 Бюджетного кодекса в состав администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации включены органы местного самоуправления.
Необходимо конкретизировать понятие "органы государственной власти", которые также являются администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. Очевидно, имеются ввиду органы государственной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.
В предлагаемой законопроектом новой редакции части первой статьи 3 Федерального закона и части первой статьи 21 Бюджетного кодекса нуждается в уточнении положение о "нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления". Необходимо указать, какими органами государственной власти принимаются указанные акты (органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации). Применительно к органам местного самоуправления следует говорить о принятии ими муниципальных правовых актов (статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно новой редакции статьи 6 Федерального закона и статьи 23 Бюджетного кодекса администраторами источников внутреннего финансирования дефицитом бюджетов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, a также бюджетные учреждения, имеющие право осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения. Включение в состав администраторов источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов бюджетных учреждений не соответствует требованию пункта 8 статьи 161 Бюджетного кодекса, согласно которому бюджетное учреждение не имеет право получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы.
Замечания по приложениям к Федеральному закону.
Приложение 2 Классификация доходов бюджетов Российской Федерации.
Требуется уточнить код администратора поступлений 000 1 08 12000 01 0000 110 "Сборы за выдачу свидетельства об упрощенном декларировании доходов", поскольку такой сбор действующим законодательством не предусмотрен.
В наименовании кода администратора поступлений с 000 1 13 01260 01 0000 130 необходимо уточнить наименование "Федеральное агентство по энергетике, по предотвращению и ликвидации аварий, связанных с открытыми фонтанными проявлениями". Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" данное агентство именуется как Федеральное агентство по энергетике.
В наименовании кодов администратора поступлений с 000 1 13 02011 01 0000 130 до 000 1 13 0212 01 0000 130 слова "лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" требуется заменить словами "лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", что соответствует вступающему с 1 января 2006 года в силу Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этиловою спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По коду администратора поступлений 000 1 13 02012 01 0000 130 "Сборы за выдачу органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" обращаем внимание, что согласно вступающему в силу с 1 января 2006 года Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены выдавать лицензии только на розничную продажу алкогольной продукции.
При рассмотрении кода администратора поступлений 000 1 16 03010 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 117, 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 129.1 ... далее по тексту" обращаем внимание на проект федерального закона N 177884-3 "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Депутатами Государственной Думы Дубовым В.М., Куликом Г.В., Штогриным С.И., Табачковым Н.И., согласно которому статьи 118, 1291 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предлагается признать утратившими силу.
Также обращаем внимание, что в проекте федерального закона N 181057-4 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", внесенного Правительством Российской Федерации, предусматривается установить новые виды штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. В частности, Налоговый кодекс дополняется статьями 123.1 и 135.2. В случае принятия указанного федерального закона потребуется определить код администратора поступлений отданных штрафов.
В наименовании кода администратора поступлений 000 2 02 02190 00 0000 151 - 000 2 02 02190 10 0000 151 предлагается слова "по обеспечению равной доступности транспортных услуг" заменить словами "по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта", поскольку наименование этого кода администратора поступлений обеспечивает софинансирование реализации полномочия субъектов Российской Федерации по проезду на общественном транспорте в отношении отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами Российской Федерации (см. подпункт 24 пункта 2 статьи 263 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В наименовании кода администратора поступлений 000 2 02 02952 06 0000 151 слово "закон" пишется с заглавной буквы.
По коду администратора поступлений 000 2 02 04030 00 0000 151 - 000 2 02 04030 10 0000 151 обращаем внимание, что термин "подростки" в законодательстве Российской Федерации не раскрыт. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Таким образом, данное слово требуется исключить из рассматриваемого кода администратора поступлений.
Приложение 5 Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Нуждается в уточнении код 069 Субвенции, переданные органам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. В соответствии с частью 14 статьи 5 Федерального закона от 20.08.2004 года N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" следует указать "исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований" (далее по тексту).
Наименование вида расхода (код 097) необходимо изложить следующим образом: "Проведение выборов в представительные органы муниципального образования". Наименование вида расхода (код 098) следует сформулировать в следующей редакции: "Проведение выборов главы муниципального образования". Данные формулировки соответствуют статьям 34, 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законопроект предусматривает субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда (код 517). В данном приложении отсутствует такой вид расходов как субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российский Федерации но осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда, который предусмотрен статьей 43 проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
В приложении (код 709) предусматриваются ежемесячные денежные выплаты Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы. В связи с этим отмечаем, что в отношении перечисленных категорий граждан законодательство Российской Федерации не предусматривает установление им с 1 января 2006 года ежемесячной денежной выплаты взамен предоставляемых в настоящее время натуральных льгот и компенсаций, поскольку и Федеральный закон от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденом Трудовой Славы" соответствующие изменения не внесены.
Приложение 7 Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Указанное приложение включает код 00001010000030000710 "Муниципальные ценные бумаги" с последующей детализацией (ценные бумаги городских округов, муниципальных районов и поселений). В связи с этим следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" правильно говорить о ценных бумагах муниципальных образований (пункт 5 статьи 19).
Нуждается в корректировке наименования кодов администратора приобретение земельных участков для нужд Российской Федерации (00006020000010000330), приобретение земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации и приобретение земельных участков для муниципальных нужд. В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо изложить наименования указанных кодов администратора в следующей редакции: приобретение земельных участков в федеральную собственность (или собственность Российской Федерации), приобретение земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и приобретение земельных участков в муниципальную собственность.
Приложение 11.1 Администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Обращаем внимание, что заголовок указанного приложения не согласуется с названием приложения 1 "Администраторы доходов федерального бюджета" к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
Наименование государственной пошлины (код 182 10807010010000110) следует изложить согласно подпунктам 1, 3, 8 пункта 1 статьи 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации следующим образом: "государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия".
Требуется уточнить код администратора поступлений 182 1 08 12000 01 0000 110 "Сбор за выдачу свидетельства об упрощенном декларировании доходов", поскольку такой сбор действующим законодательством не предусмотрен.
В наименовании кода администратора поступлений 182 1 13 0201001 0000 130 слова "лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" требуется заменить словами "лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", что соответствует вступающему с I января 2006 года в силу Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Наименование администратора поступлений (код 100) нуждается в корректировке: Федеральное казначейство (Казначейство России), которое соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703. Данное замечание относится также к Приложению 14.
Данный законопроект также нуждается в юридико-технической доработке.
1. Слова "Российская Федерация", следующие после номера законопроекта, необходимо снять.
2. По статье 1 законопроекта:
1) в абзаце первом слова "2000 г." заменить словами "2000 года";
2) в абзаце втором пункта 1 слова "Бюджетная классификация" необходимо заменить словами "Статья 1. Бюджетная классификация";
3) в пункте 3:
и абзаце третьем слова "Функциональная классификация" необходимо заменить словами "Статья 3. Функциональная классификация";
абзац четвертый после слова "частью" дополнить словом "десятой";
4) и абзаце втором пункта 4 слово "исключить" необходимо заменить слонами "признать утратившей силу";
5) в абзаце втором пункта 5 слова "Статья 6." следует печатать полужирным шрифтом;
6) в абзаце втором пункта 6 слова "Статья 7." следует печатать полужирным шрифтом;
7) в пункте 13:
в конце абзаца пятого необходимо поставить закрывающие кавычки и точку с запятой;
в абзаце шестом необходимо поставить открывающие кавычки;
8) в пункте 16 слова "(в редакции Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации")" необходимо исключить.
3. По статье 2 законопроекта:
1) абзац второй пункта 1 необходимо оформить следующим образом:
"Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
2) абзац первый пункта 2 после слова "частью" дополнить словом "четвертой";
3) пункт 4 необходимо изложить следующим образом:
4) статью 23 изложить и следующей редакции:
"Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации
Классификация..............................................бюджетов.
Классификация источников...................................бюджетов.
Администраторами......................................собственности.
Классификация..............................................бюджетов.
Администраторами.............................................валюте.
Экономическая...........................................содержанию."
4. В случае признания какой-либо структурной единицы законодательного акта утратившей силу необходимо (для "чистоты" законодательства) признать утратившими силу все изменения, в нее вносившиеся.
В абзаце втором пункта 4 статьи 1 законопроекта признается утратившей силу структурная единица статьи Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации", в которую ранее вносились изменения. Поэтому данный законопроект необходимо дополнить новой статьей 3 следующего содержания:
Статья 3
Абзац третий пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2004 года N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5278) признать утратившим силу.
5. Статьи 3 и 4 законопроекта считать статьями 4 и 5.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.