Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение коллизии между отдельными нормами, регулирующими деятельность спортсменов-профессионалов.
В частности, в настоящее время профессиональный спорт определяется как предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей (абз. 13 ст.2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Следовательно, законодатель считает, что профессиональный спорт - это соревновательная деятельность субъекта, направленная на удовлетворение его материальных интересов путем извлечения прибыли от участия в соревнованиях и от деятельности, связанной с таким участием.
Признание коммерческого характера профессионального спорта отражает реальное состояние спортивной отрасли и укоренившихся в ней отношений. Впервые в российском законодательстве профессиональный спорт был провозглашен коммерческой деятельностью в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 года N 4868-1. В период формирования новых экономических отношений чрезвычайно важное значение имел сам факт законодательного признания наличия предпринимательских отношений в спорте. Действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" почти полностью заимствовал определение профессионального спорта из предыдущего акта.
Предпринимательская деятельность, каковой признан профессиональный спорт, относится к гражданско-правовой сфере, где доминирует общедозволительный метод правового регулирования. Поэтому свободные субъекты гражданского права (профессиональные спортсмены, юридические лица и их объединения) могут избрать любые способы взаимодействия и структурироваться по своей воле исходя из экономической целесообразности.
В тоже время, в статьях 24 и 25 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяется, что деятельность профессионалов-спортсменов регулируется трудовым законодательством, что характеризует указанных спортсменов как наемных работников. В связи с этим обнаруживается противоречие с положениями названного Федерального закона о предпринимательском характере профессионального спорта. При этом обращает на себя внимание некоторая непоследовательность характеристики контрактов о спортивной деятельности. Одновременно с отнесением контрактов о спортивной деятельности к сфере регулирования трудового права употребляется не присущая этому праву отраслевая гражданско-правовая категория - "обязательство".
В действительности правоотношения между работником-спортсменом и работодателем обладают заметной спецификой, а в некоторых своих проявлениях уникальны и не имеют аналогов в других отраслях деятельности.
Контракты о спортивной деятельности спортсменов-профессионалов зачастую содержат условия, обязывающие работника пользоваться одеждой и другими предметами определенных марок и производителей, участвовать в публичных мероприятиях (пресс-конференциях, телепередачах, рекламных акциях), не связанных с основной трудовой функцией, а также иные условия, не обязательные для большинства других работников. Такие условия, с одной стороны, обладают признаками гражданско-правовых отношений, с другой стороны, являются элементами внутреннего трудового распорядка.
С учетом изложенного, достаточно очевидно, что деятельность спортсменов-профессионалов может регулироваться гражданским и трудовым законодательством. Следовательно, спортсмены-профессионалы могут осуществлять спортивную деятельность на основании как гражданско-правовых договоров, так и трудовых договоров.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "О физический культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует внесения в законодательные акты изменений и дополнений, а также признания их утратившими силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 25 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.