Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О транспортной безопасности"
Проект федерального закона "О транспортной безопасности" разрабатывается в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации N Пр-482 от 21.03.2003 года и N К 1875 от 03.09.2004 года и Правительства Российской Федерации N МК-П4-03365 от 26.03.2003 года, предусматривающими создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства.
Необходимость закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.
Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов.
Серьезные меры правового регулирования по усовершенствованию норм обеспечения транспортной безопасности были предприняты во многих государствах после событий 11 сентября 2001 года в США. Учитывая особую уязвимость транспортного комплекса к терактам, руководители восьми ведущих государств мира в Кананаскисе, Эвиане и Саванне подписали ряд совместных документов, предусматривающих повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму, что накладывает на Россию дополнительные обязательства в этой сфере.
В настоящее время отдельные вопросы в области обеспечения транспортной безопасности нашли свое отражение в ряде законодательных актов, таких как: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и некоторых других. В то же время единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а выше перечисленные действующие отдельные правовые нормы не соответствуют имеющемуся характеру и уровню угроз.
Так, в нормативном правовом и организационно-управленческом плане до настоящего времени в недостаточной мере решены вопросы:
- реализации системы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности;
- упорядочения отношений между государственными органами и субъектами транспортной инфраструктуры в области транспортной безопасности (которые в результате экономических реформ все более становятся негосударственными предприятиями);
- ресурсного обеспечения транспортной безопасности, в том числе финансирования, подготовки квалифицированных кадров, внедрения научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства;
- информационного обеспечения в области транспортной безопасности, включая порядок получения от субъектов транспортной инфраструктуры и предоставлении уполномоченным федеральным органам исполнительной власти персональных сведений о пассажирах;
- гармонизации российского законодательства и правовой практики с международными нормами и стандартами, которые Российская Федерация должна соблюдать в силу взятых на себя обязательств.
Перечисленные и ряд других пробелов правового регулирования в области транспортной безопасности в Российской Федерации призван восполнить Федеральный закон "О транспортной безопасности", который должен стать основным нормативным правовым актом в области обеспечения транспортной безопасности, определить единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности для всех видов транспорта.
Предметом нормативного регулирования в настоящем законопроекте являются правовые, организационные, экономические и иные отношения в сфере транспорта, направленные на обеспечение защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Действие законопроекта распространяется на объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Целями настоящего законопроекта являются:
создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны;
создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности;
содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности;
гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.
Основные положения законопроекта "О транспортной безопасности" призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.
В число основных положений законопроекта входят:
- введение в российские# законодательство правовой категории - транспортная безопасность;
- формулирование целей, задач и принципов регулирования в области обеспечения транспортной безопасности;
- создание системы обеспечения транспортной безопасности;
- упорядочение механизмов создания, исполнения и надзора за исполнением правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности;
- гармонизация национальных процедур в области обеспечения транспортной безопасности с международными стандартами и требованиями.
Реализация принятого законопроекта предусматривает создание системы дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения транспортной безопасности применительно к различным видам транспорта с учетом их особенностей и специфики деятельности субъектов транспортной инфраструктуры.
Социально-экономическими последствиями принятия законопроекта являются повышение защищенности жизни, здоровья, имущественных интересов субъектов транспортной инфраструктуры, создание условий для увеличения грузо- и пассажироперевозок российскими транспортными компаниями, а также перевозок, выполняемых международными транспортными операторами на российских участках международных транспортных коридоров.
Принятие законопроекта обеспечит укрепление внешнеполитического престижа Российской Федерации, сохранение за Российской Федерацией одного из ведущих мест на международном рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российских транспортных компаний на международном рынке транспортных услуг.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О транспортной безопасности"
Законопроект вводит в действие ряд механизмов, ведущих к затратам собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры.
Объем затрат для части мероприятий, вводимых законопроектом, может быть определен только после проведения оценки уязвимости и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (статьи 5 и 8 законопроекта).
В соответствии с положениями законопроекта обеспечение требований транспортной безопасности осуществляется за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры. Конкретные нормы законопроекта, ведущие к финансовым расходам, следующие:
- категорирование и проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (статьи 5 и 8 законопроекта);
- подготовка персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, (статья 10 законопроекта). Расходы осуществляются за счет собственных средств субъектов транспортной инфраструктуры. Согласно оценке, затрат из федерального бюджета на создание новой учебной базы не потребуется, так как существующая сеть образовательных учреждений обладает достаточным учебным потенциалом;
- создание единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (статья 12 законопроекта). Благодаря возможности использования уже существующих информационных баз и систем хозяйствующих субъектов различных видов транспорта данные расходы могут быть уменьшены;
- наделение дополнительными функциями компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Размер возможных расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта будет определяться в соответствии с бюджетным законодательством при разработке и принятии закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на основании заявок федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации законопроекта.
Реализация основных мероприятий, предусмотренных законопроектом, позволит получить определенный экономический эффект, который достигается благодаря следующему:
- сокращается ущерб здоровью и жизни людей, потери и порча грузов, подвижного состава, элементов транспортной инфраструктуры и т.п.;
- снижаются экономические и социальные потери, вызываемые задержками и сбоями в движении пассажиро- и грузопотоков;
- предотвращается возможный экологический ущерб в связи с загрязнением окружающей природной среды.
На основании прогнозных оценок на пять лет выполнение мер безопасности на транспорте позволит сократить экономический ущерб на треть (или 6% в среднем в год) и получить величину эффекта от снижения экономического ущерба в 4,5 млрд. руб. в среднем в год.
Предполагая по мировым аналогам, что укрепление мер безопасности позволит обеспечить увеличение объема перевозок дополнительно на 1-1,5 % ежегодно, получим, что совокупный выигрыш отечественной экономики может составить также порядка 4 млрд. руб. в год.
Указанный эффект для федерального бюджета и экономики страны в целом может быть еще выше, учитывая возможности транзитного потенциала России. Примеры Китая и Казахстана говорят о возможности роста вклада транзитных перевозок в ВВП до 10% и более. В 2003 году вклад транспортной системы в экономику Казахстана вырос до 13% ВВП. На сегодняшний день общий вклад транспортной системы в экономику РФ упал до 7% ВВП в 2003 году по сравнению с 8 % ВВП в 2002 году.
Таким образом, экономические последствия принятия закона прогнозируются как положительные.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О транспортной безопасности"
В связи с принятием федерального закона "О транспортной безопасности" необходимости признания утратившими силу каких-либо актов федерального законодательства не возникает.
Изменению подлежат:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля 2004 г.);
- Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ;
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта";
- постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2004 г. N 311 "Об утверждении положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства";
- постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 г. N 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания".
Необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон "О безопасности на трубопроводном транспорте";
- постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, федерального органа по контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта;
- постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее порядок проведения обязательного освидетельствования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
- постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее порядок создания и ведения баз данных пассажиров, а также порядок передачи персональных сведения о пассажирах федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области внутренних дел, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральному органу по контролю и надзору в сфере государственной охраны, иностранным и международным организациям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.