Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 26 сентября 2005 г. N вн 2.2-1/2709
по проекту федерального закона N 211447-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства федерального бюджета на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полугора лет и период прохождения военной службы по призыву включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд). Порядок возмещения указанных средств определен в Федеральном законе от 21 марта 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лег и период прохождения военной службы по призыву". Однако в представленном законопроекте отсутствуют показатели осуществляемого возмещения в доходах и расходах бюджета Фонда на 2006 год, что не соответствует принципу полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, установленному статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходы на выплату в 2006 году базовой части трудовой пенсии определены с учетом средств, предусмотренных на индексацию размера базовой части трудовой пенсии с 1 апреля 2006 года. Однако в данном законопроекте средства на указанную индексацию отдельно не представлены, что не согласуется с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Фонда на соответствующий финансовый год.
Кроме того, следует учитывать, что в федеральных законах о бюджетах Фонда на 2003 - 2005 годы указывались показатели индексации размеров базовой и страховой частей трудовой пенсии в соответствующем году, на основе которых сформированы расходы бюджета Фонда за эти годы.
В статье 8 законопроекта предусматривается, что Фонд вправе устанавливать размер норматива оборотных денежных средств в связи с необходимостью досрочного осуществления финансирования выплаты пенсий в отдельные месяцы финансового года. Таким образом, предлагается в отдельные месяцы финансового года производить выплату пенсий не за текущий месяц, как это предусматривается пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а осуществлять выплату пенсии досрочно в предшествующем месяце.
Предусмотренная статьей 17 законопроекта передача средств Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний. Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации на ежемесячную денежную выплату гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу и имеющим право на данную выплату, не соответствует порядку ее установления и выплаты, предусмотренному в части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункте 3 статьи 9.1 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", пункте 6 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", части 5 статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и части третьей статьи 4.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Согласно указанным законодательным актам устанавливает и выплачивает ежемесячную денежную выплату территориальный орган Фонда.
Положение пункта 2 статьи 17 законопроекта требует уточнения, поскольку из его содержания неясно, в каких конкретно органах граждане, имеющие право на ежемесячную денежную выплату, проходили военную и приравненную к ней службу. В противном случае Федеральная служба безопасности Российской Федерации должна производить ежемесячную денежную выплату всем гражданам, проходившим военную и приравненную к ней службу и имеющим право на указанную выплату, независимо от того, в каком органе они проходили военную службу.
Часть первая статьи 19 законопроекта подготовлена без учета положений Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", вступающего в силу с 1 января 2006 года. С указанной даты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы устанавливается ежемесячная денежная выплата и предусматривается целевое финансирование расходов на осуществление этой выплаты. Однако в части 1 статьи 19 законопроекта предлагается за счет этих средств финансировать расходы по предоставлению льгот (медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, содержание жилья, льготы по жилищно-коммунальному обслуживанию и др.) названной категории граждан.
Кроме того, полагаем излишним в данном законопроекте устанавливать порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", поскольку он уже предусмотрен в статье 11 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 23 июля 2005 года N 122-ФЗ).
В статье 19 законопроекта, а также в структуре доходов н расходом бюджета Фонда на 2006 год (страница 7 приложения 1, страница 3 приложения 2 и страница 5 приложения 4) указываются средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда и полным канцлерам ордена Трудовой Славы. В связи с этим отмечаем, что в отношении перечисленных категории граждан в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативное правовое регулирование по установлению им с 1 января 2006 года ежемесячной денежной выплаты взамен предоставляемых в настоящее время натуральных льгот и компенсаций, поскольку в Федеральный закон "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам орденом Трудовой Славы" соответствующие изменения не внесены.
В статье 20 законопроекта от уплаты страховых взносов па выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии освобождаются федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых гражданами, проходящими военную и приравненную к пей службу в этих органах. Указанное положение не относится к предмету регулирования представленного законопроекта, касающегося формы образования и расходования денежных средств Фонда с целью выполнения возложенных на него задач.
Кроме того, согласно статье 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на военнослужащих, проходящих военную службу, сотрудников, имеющих специальные знания, и на лиц рядового и начальствующего состава соответствующих федеральных органов исполнительной власти не распространяется обязательное пенсионное страхование.
В структуре доходов бюджета Фонда отражены средства федерального бюджета на финансирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидов вследствие военной травмы по коду бюджетной классификации Российской Федерации 392 2 02 02953 06 0000 151 "Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Данные средства указываются в структуре расходов бюджета Фонда с таким же наименованием (страница 3 приложения 3), они детализированы по целевому назначению только в расходах бюджета Фонда на пенсионное обеспечение (страница 5 приложения 4). В этой связи отмечаем, что в статье 71 проекта федерального закона N 211446-4 "О федеральном бюджете на 2006 год" дополнительное ежемесячное материального# обеспечения# инвалидов вследствие военной травмы указано как отдельный вид расходов, поскольку оно установлено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы", а не с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", как указывается в наименовании доходов и расходов бюджета Фонда.
В структуре расходов бюджета Фонда на пенсионное обеспечение (страница 4 приложения 4) указываются расходы на "выплату ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих". Следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных, служащих, назначаются пенсии за выслугу лет, а не ежемесячные доплаты к государственным пенсиям. В данной строке расходов выплаты пенсий федеральным государственным служащим уже указаны, поэтому предлагаем слова "и государственные должности федеральных государственных служащих" исключить.
Кроме того, по тексту законопроекта имеются замечания юридико-технического характера.
1. После номера законопроекта слова "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" необходимо исключить.
2. В статье 18 слова "N 4520-1" следует заменить словами "N 4520-I".
3. В конце законопроекта реквизиты подписания федерального закона не указываются.
4. На странице 7 приложения 2 в наименовании дохода слова "Социалистического труда" необходимо заменить словами "Социалистического Труда".
5. В абзаце втором статьи 1 раздела II приложения 4 слова "N 4468-1" следует заменить словами "N 4468-I".
6. В целях унификации используемой в приложениях к законопроекту терминологии в абзаце девятом приложения 5 слово "Фондом" необходимо заменить словами "Пенсионным фондом Российской Федерации".
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.