Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по бюджету и налогам от 10 октября 2005 г.
по проекту федерального закона N 211447-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями действующего пенсионного, налогового, бюджетного законодательства а также с учетом вносимых изменений в бюджетную классификацию Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) сформирован в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, предусматривающим фонд заработной платы в размере 5917 млрд. рублей (с ростом к уровню 2005 года, принятом при утверждении бюджета, на 11,7% и оценке 2005 года - на 20,0%).
Доходы Фонда предполагаются в сумме 1 608,7 млрд. рублей (что составляет по сравнению с утвержденными показателями 2005 года 136,6%), расходы - в сумме 1 531.6 млрд. рублей и возрастают по сравнению с 2005 годом на 30,2%.
Доходы Фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, в 2006 году составят 1 505,7 млрд. рублей (138,3% к утвержденному уровню 2005 года) и расходы - 1525,0 млрд. рублей (130,2% к утвержденному уровню 2005 года). Дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, в сумме 19,3 млрд. рублей предполагается покрыть за счет части средств финансового резерва Фонда.
В структуре доходной части бюджета Фонда в 2006 году продолжается тенденция по увеличению доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета, которые в 2006 году составляют уже 54% всех доходов (в 2005 году 43%) в размере 875,8 млрд. рублей, из которых:
- 486 млрд. рублей на выплаты по базовой части пенсии (причем за счет ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в 2006 году в сумме 302,1 млрд. рублей, покрывается лишь 62% средств, необходимых для выплаты базовой части пенсии);
- 74,5 млрд. рублей на покрытие дефицита Пенсионного фонда по выплатам страховой части трудовой пенсии;
- 87,8 млрд. рублей на выплаты пенсий и пособий, которые по законодательству осуществляются за счет средств федерального бюджета;
- 201,5 млрд. рублей на ежемесячные выплаты ветеранам и инвалидам;
23,7 млрд. рублей на ежемесячные выплаты подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза и другим категориям граждан, награжденных орденами, на дополнительное материальное обеспечение в связи с 60-летием Победы в ВОВ, на оплату проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, к месту отдыха;
2,3 млрд. рублей на выплаты пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам, и на материальное обеспечение специалистов ядерного комплекса.
Поступления страховых взносов с учетом поступлений страховых взносов в виде фиксированного платежа определены в размере 720,6 млрд. рублей: в том числе на страховую часть - 621,1 млрд. рублей (110,6% к утвержденному уровню 2005 года) и на накопительную часть - 98,5 млрд. рублей (120,4%).
Поступления страховых взносов рассчитаны, исходя из фонда оплаты труда в размере 5917 млрд. рублей, коэффициента корректировки (в части сумм, не подлежащих налогообложению) 0,9366, уровня собираемости 96% и поступлений в счет погашения задолженности в размере 6,47 млрд. рублей. По сравнению с параметрами 2005 года предполагаются поступления от задолженности с ростом более, чем в 3 раза. Вместе с тем, объем взыскиваемой задолженности составит около 11% имеющейся задолженности по страховым взносам (по данным ФНС на 01.09.2005 - 56,3 млрд. рублей).
В расчеты поступлений единого социального налога заложены поступления в счет погашения задолженности в размере 8,26 млрд. рублей, что в 1,8 раза выше уровня 2005 года и составляют около 10% сложившейся на 01.09.05 задолженности (88,8 млрд. рублей).
Таким образом, в 2006 году предполагается несколько активизировать взыскание задолженности по ЕСН и страховым взносам, но поступления от недоимки, пени и штрафов по страховым взносам и единому социальному налогу, действовавшему до 01.01.2002, предполагаются в сумме 5,8 млрд. рублей или в 2 раза меньше чем в 2005 году.
По мнению Комитета, взыскание постоянно растущей задолженности по ЕСН и страховым взносам позволило бы Фонду значительно увеличить доходную часть бюджета, сократить дефицит и обеспечить право граждан на трудовую пенсию, так как расчетный пенсионный капитал формируется за счет страховых взносов, поступивших на счета Фонда.
Поступления единого минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предполагаются в размере - 1,9 млрд. рублей или с ростом к утвержденному уровню в 1,8 раза.
Доходы от размещения временно свободных средств финансового резерва Фонда в 2006 году не предусматриваются.
Расходы Фонда в 2006 году предполагаются в сумме 1 531,6 млрд. рублей. Из них:
1166,8 млрд. рублей, или 76,2% всех расходов, направляется на выплаты по обязательному пенсионному страхованию (в том числе на выплату базовой части пенсии - 485,95 млрд. рублей и 680,8 млрд. рублей на страховую часть трудовой пенсии);
87,8 млрд. рублей, или 5,6% расходов, - на государственное пенсионное обеспечение;
225,0 млрд. рублей, или 14,7% расходов, - на реализацию государственных функций;
39,4 млрд. рублей, или 2,6% расходов, - на обеспечение деятельности Фонда.
С учетом значительного роста в 2005 году базовой части пенсии с 660 до 954 рублей, или на 44,5%, в 2006 году индексация с 1 апреля 2006 года предполагается лишь на 6%.
Индексация страховой части трудовой пенсии предусмотрена с 1 апреля на 6,3%,.
Это свидетельствует о резком замедлении темпов роста среднегодовых размеров трудовой пенсии: с 122,8% в 2005 году до 112,7% в 2006 году.
Все больше увеличивается разрыв между размерами среднегодовых размеров заработной платы и трудовой пенсии: коэффициент замещения все время снижается и в 2006 году составит 25,8% против 27,6% в 2005 году, 28,1% в 2004 году и 30,1 % в 2003 году.
Признать такую политику в 2006 году в области пенсионного страхования удовлетворительной нельзя, так как индексация трудовой пенсии предполагается ниже прогнозируемого уровня инфляции (7,5%).
Затраты Фонда на выплату пенсий и пособий за счет средств федерального бюджета составят 87,8 млрд. рублей. Исходя из представленных расчетов следует, что увеличение данных расходов в первую очередь связано с ростом расходов на выплаты социальной пенсии в связи со значительным увеличением численности ее получателей: в 2005 году прирост оценивается в количестве 132,6 тыс. человек в 2006 году - 106,7 тыс. человек (фактически за 2004 год число получателей социальной пенсии возросло на 14 тыс. человек). С учетом увеличения размера социальной пенсии в 2005 году на нее переходят получатели других пенсий: по потери кормильца, по инвалидности и др.
Кроме того, за счет федерального бюджета на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, направляется 1,0 млрд. рублей.
Дополнительное пенсионное обеспечение, включающее материальное обеспечение сотрудников ядерного комплекса и доплаты к пенсиям членам летных экипажей, составит 2,4 млрд. рублей (с ростом к уровню 2005 года на 31,8%).
С 2005 года Фонд осуществляет выполнение государственных функций в области социальной политики, расходы на это определены в сумме 225,0 млрд. рублей. Они включают ежемесячные денежные выплаты ветеранам - 47,6 млрд. рублей, ежемесячные денежные выплаты инвалидам - 153,9 млрд. рублей, ежемесячные денежные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, - 7,9 млрд. рублей, ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 0,8 млрд. рублей, дополнительное материальное обеспечение в связи с 60-летием Победы в ВОВ - 14,8 млрд. рублей.
Особенностью законопроекта является то, что расходы на ежемесячные денежные выплаты инвалидам и ветеранам по итогам добровольного волеизъявления граждан о сохранении "социального пакета" или получении денежных выплат после 1 октября 2005 года будут уточнены и часть их будет передана в Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, подтвердивших желание пользоваться "социальным пакетом" в 2006 году).
На обеспечение текущей деятельности Фонда в 2006 году предполагается направить 39,4 млрд. рублей, из них на функционирование аппарата Фонда - 37,7 млрд. рублей (с ростом к уровню 2005 года на 16,2%).
Финансирование расходов по доставке пенсий, пособий и других выплат предполагаются осуществлять Фондом в пределах 1,5% от доставляемых сумм. По мнению Комитета, Фонду необходимо шире использовать альтернативные почтовой службе организации по доставке пенсий, пособий и других выплат с учетом увеличивающихся с 2005 года сумм, включающих и ежемесячные денежные выплаты взамен льгот.
Доходы и расходы Фонда, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий на 2006 год, отражены в отдельном приложении 5.
Накопительная составляющая бюджета Фонда формируется нарастающим итогом с 1 января 2002 года и средства пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2006 года составят 250,2 млрд. рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 161,7 млрд. рублей, средства пенсионных накоплений не переданные в доверительное управление - 88,5 млрд. рублей (из них 79,2 млрд. рублей, переданные на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов).
В соответствии с пенсионным законодательством в доходную часть бюджета на текущий год не включаются средства пенсионных накоплений прошлых периодов, поступающие в Фонд от управляющих компаний для последующей передачи в другие управляющие компании, в негосударственные пенсионные фонды, а также доходы от реализации активов (временно размещенных средств), поскольку они учтены в объеме средств пенсионных накоплений на начало планируемого периода. В 2006 году доходы, связанные с обязательным накопительным финансированием, составят 103,0 млрд. рублей, из них страховые взносы 98,5 млрд. рублей, доходы, полученные от временного размещения средств - 4,4 млрд. рублей и 0,04 млрд. рублей - средства, полученные от негосударственных пенсионных фондов.
В расходную часть бюджета Фонда включены лишь те затраты, которые уменьшают общий объем пенсионных накоплений на конец планируемого периода. Расходы, связанные с обязательным накопительным финансированием в 2006 году составят 6,6 млрд. рублей.
На 1 января 2007 года средства пенсионных накоплений планируются в размере 346,6 млрд. рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление составят 233,8 млрд. рублей, 100,8 млрд. рублей будут направлены в разрешенные законодательством виды активов и 12,5 млрд. рублей остаток средств пенсионных накоплений 2006 года (которые поступят в конце года).
Результат инвестирования средств пенсионных накоплений за 2002-2006 годы в законопроекте не представлен и его можно будет оценить только начиная с 2005 года по факту исполнения бюджета Фонда (полученного управляющими компаниями дохода и произведенных ими расходов). В представленных с законопроектом материалах нет оценки роста средств пенсионных накоплений в результате деятельности управляющих компаний и оценки размеров их вознаграждений.
Кроме того, следует отметить, доходы от инвестирования в 2006 году порядка 160 млрд. рублей пенсионных накоплений в условиях действующего законодательства об инвестировании пенсионных накоплений составят 4,4 млрд. рублей и не покрывают потерь от инфляции.
Законопроектом предусматривается, что часть дефицита Фонда покрывается за счет финансового резерва в сумме 19,3 млрд. рублей, и на начало 2007 года финансовый резерв планируется в размере 7,1 млрд. рублей, что с учетом необходимости выплаты январских пенсий в декабре 2006 года (вследствие длительных новогодних праздников) создает для Фонда чрезвычайно напряженную ситуацию. По мнению Комитета, этот вопрос требует особого рассмотрения при дальнейшей работе над законопроектом.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.