Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 октября 2005 г. N КА-А40/10115-05
(извлечение)
Решением от 11.04.2005 с учетом определения от 19.04.2005, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2006 удовлетворено заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "Стройтрансгаз" к МИФНС РФ N 2 по крупнейшим налогоплательщикам о признании недействительными требования Инспекции об уплате налога от 21.12.2004 N 241 (полностью) и решения от 20.12.2004 N 18 в части доначисления налога к уплате в сумме 20458190 руб. и отказа принять во внимание при исчислении налога за 2004 год сумму налога, уплаченную в Греции в размере 19504393 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить в части удовлетворенных требований, в иске отказать полностью, поскольку выводы судов не основаны на материалах дела, нормах налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку суд правильно применил ст.ст. 78, 311 НК РФ.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства в их совокупности, доводы сторон, правильно применили нормы налогового кодекса, регулирующих уплату налога на прибыль, устанавливающих двойное налогообложение, приняли законное и обоснованное решение.
Как видно из материалов дела, и правильно установлено судами, ООО "Стройтрансгаз" 28.09.2004 представило налоговому органу декларацию по налогу на прибыль за 8 месяцев 2004 года (т. 1, л.д. 29-30), согласно которой налог исчислен в сумме 98523909 руб., в том числе в федеральный бюджет - в сумме 20525814 руб., в региональные бюджеты - в сумме 72502924 руб., в местные бюджеты 0 - в сумме 5495171 руб.; авансовые взносы, исчисленные и уплаченные заявителем в течение 8 месяцев 2004 года, составили 99429589 руб., в том числе в федеральный бюджет - 20714498 руб., в региональные бюджеты - 72563714 руб., в местные бюджеты - 6151377 руб. По строке 330 декларации указан налог 20458189 руб., уплаченной в Греции. Сумма налога к уплате по итогам 8 месяцев 2004 года составила 776307 руб. (как следует из письменного пояснения, представленного заявителем в судебное заседание, в местные бюджеты). Одновременно подана налоговая декларация о доходах, полученных заявителем от источников за пределами Российской Федерации (т. 1, л.д. 31-37), в которой указана сумма налога, уплаченная в Греции (21456612 руб.). Из расчета, представленного заявителем в дело (т. 1, л.д. 41), следует, что предельная сумма налога, принимая к зачету при исчислении налога к уплате в России, составила 20458189,22 руб.
Кроме того, из сопроводительного письма (т. 1, л.д. 38-40) следует, что заявитель представил налоговому органу копии деклараций по налогу, поданных в Греции, актов ревизии греческого представительства и др.
По результатам камеральной проверки декларации принято решение (т. 1, л.д. 22-26), в котором налоговый орган не согласился с зачетом налога, уплаченного в Греции.
В течение 1996-2000 г.г. заявитель получал доход от деятельности того, что налоговая база по налогу определялась с учетом дохода, полученного в Греции, опровергается тем, что декларации за 1996-2000 г.г. подавались отдельно по греческому представительству, о чем свидетельствуют отметки на декларациях. Кроме того, в деле имеется письмо Управления МНС России по Орловской области от 21.05.2005 (т. 1, л.д. 18), из которого следует, что заявитель не только представлял в период с 1996 года по 2000 год, декларации по греческому представительству, но и своевременно уплачивал налог. За период с 1996 года по 2000 год сумма налога, исчисленного и уплаченного Греции, составила 14909717,07 руб. (т. 1, л.д. 69-78).
Кроме того, по результатам ревизии греческого представительства заявителю доначислен налог в сумме 674362 евро (т. 2, л.д. 98-120), ко дню подачи декларации за 8 месяцев 2004 года уплачен в сумме 269744,64 евро (т. 1, л.д. 88-121).
Согласно п. 1 ст. 311 НК Российской Федерации доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ учитываются при определении ее налоговой базы. В случае получения российской организацией доходов, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, и включения этих доходов в налоговую базу при исчислении налога к уплате Российской Федерации и за ее пределами возникает двойное налогообложение, которое устраняется в порядке, установленном п. 3 ст. 311 Кодекса: сумма налога, уплаченная в соответствии с законодательством иностранного государства российской организацией, засчитывается при уплате организацией налога в Российской Федерации, при этом сумма налога, уплаченная за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, исчисленную уплате этой организацией в Российской Федерации. Зачет производится при условии представления документов об уплате налога за пределами Российской Федерации, заверенного налоговым органом иностранного государства.
Судами обоснованно установлено, что для устранения двойного налогообложения необходима фактическая уплата налога за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом сумма налога, исчисленная и уплаченная заявителем как в Греции (с дохода, полученного в Греции), так и в Российской Федерации (с доходов, полученных как в Российской Федерации, так и в Греции), не является излишне уплаченной, так как произведена в соответствии с законодательством иностранного государства (Греции) и Российской Федерации. Следовательно, ст. 78 НК Российской Федерации, которая регулирует порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога, в данном случае не применяется.
Довод налогового органа о необходимости применения при рассмотрении данного дела п. 8 ст. 78 Кодекса с учетом позиции Пленума ВАС Российской Федерации, указанной в постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, является необоснованным, поскольку данное постановление касается вопроса зачета излишне уплаченного налога в связи с ошибочным включением заявителем в состав внереализационных доходов 1999 года дотаций и ошибочной уплатой налога за 1-й квартал 1999 года по ставке 35% вместо ставки 30%.
Довод налогового органа о применении при рассмотрении данного дела ст. 87 Кодекса, в котором установлен запрет на проведение проверки деятельности заявителя за период 1996-2000 г.г., является несостоятельным, поскольку налоговой проверке в данном случае подвергается не деятельность заявителя, а его налоговая декларация за 8 месяцев 2004 года.
Судами правомерно признан обоснованным довод налогового органа о том, что при исчислении налога на прибыль за 1996 год заявитель частично зачел сумму налога, уплаченного в Греции, о чем свидетельствует его декларация (т. 1, л.д. 78-79), поскольку сумма налога, уплаченная в Греции в размере 2744790 руб., заявлялась ООО "Стройтрансгаз" и при исчислении налога за 1997 год, однако из декларации (т. 1, л.д. 80-81) следует, что инспекция не согласилась с зачетом. Так, из графы "По данным плательщика" следует, что заявитель исчислял налог в сумме 9 513079 руб., в том числе 3533429 руб. в федеральный бюджет и 5979650 руб. - в региональный бюджет; сумма авансов по налогу составила 7407965 руб., в том числе 2751530 руб. - в федеральный бюджет и 4656435 руб. - в региональный бюджет; с учетом налога, уплаченного, в Греции, в декларации показана переплата по налогу в размере 237594 руб. по федеральному бюджету и 402082 руб. - по региональному бюджету.
Из графы "По данным налоговой инспекции" следует, что инспекция согласилась как с суммой налога, исчисленного по итогам 1997 года (в целом по всем бюджетам), так и с суммой налога, уплаченного в виде авансов (в целом по всем бюджетам); однако к уплате по итогам 1997 года в данной графе показана сумма 2105114,1 руб.
Таким образом, заявитель имеет право на зачет налога, уплаченного в Греции, в сумме 19504393 руб.
При этом вне зависимости от согласия инспекции с зачетом налога, уплаченного в Греции в 1996-2000 гг., оснований для доначисления налога к уплате в сумме 20458.189 руб. к направления заявителю требования об уплате налога в указанной сумме не имелось: сумма налога к уплате согласно декларации определяется как разница в показателях строк 250, 290 и 330, если строка 250 больше суммы строк 290 и 330.
В данном случае из декларации по налогу следует, что сумма авансов, уплаченных заявителем в течение 8 месяцев 2004 года (строка 290), превысила сумму налога, исчисленного по итогам 8 месяцев 2004 года (строка 250) (за исключением налога, зачисляемого в несколько местных бюджетов).
Доказательств, подтверждающих недоимку по налогам, подлежащих уплате в Российской Федерации, налоговый орган в материалы дела не представил и не ссылался на них в оспариваемом решении.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.04.2005, постановление от 27.06.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-3351/05-126-42 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ по КН N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно установлено, что для устранения двойного налогообложения необходима фактическая уплата налога за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом сумма налога, исчисленная и уплаченная заявителем как в Греции (с дохода, полученного в Греции), так и в Российской Федерации (с доходов, полученных как в Российской Федерации, так и в Греции), не является излишне уплаченной, так как произведена в соответствии с законодательством иностранного государства (Греции) и Российской Федерации. Следовательно, ст. 78 НК Российской Федерации, которая регулирует порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога, в данном случае не применяется.
Довод налогового органа о необходимости применения при рассмотрении данного дела п. 8 ст. 78 Кодекса с учетом позиции Пленума ВАС Российской Федерации, указанной в постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, является необоснованным, поскольку данное постановление касается вопроса зачета излишне уплаченного налога в связи с ошибочным включением заявителем в состав внереализационных доходов 1999 года дотаций и ошибочной уплатой налога за 1-й квартал 1999 года по ставке 35% вместо ставки 30%.
Довод налогового органа о применении при рассмотрении данного дела ст. 87 Кодекса, в котором установлен запрет на проведение проверки деятельности заявителя за период 1996-2000 г.г., является несостоятельным, поскольку налоговой проверке в данном случае подвергается не деятельность заявителя, а его налоговая декларация за 8 месяцев 2004 года."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2005 г. N КА-А40/10115-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании