Пояснительная записка. Ждем изменений?
Многие считают, что структура Пояснительной записки будет изменена. Аргументы при этом приводят такие:
- Таблица N 1 (ф. 0503160) актуально лишь до тех пор, пока не будут приняты стандарты бюджетного учета (аналог положений по бухгалтерскому учету для коммерческих фирм), единые для всех бюджетных учреждений страны;
- Таблицы N 2 (ф. 0503160), "Сведения о результатах деятельности" (ф. 0503162) и "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165) полноценно заполнить смогут лишь те, кому знакомо понятие БОР - бюджетирование ориентированное на результат.
По проблемам учета бюджетных услуг в разрезе бюджетирования ориентированного на результат - см. журнал "Бюджетный учет" N 4/2005, стр. 50.
Ждем стандартов
По поводу Таблицы N 1 можно сказать следующее. Стандарты бюджетного учета обязательно будут приняты. Мероприятия по их подготовке уже проводятся. Однако стандарты могут предусматривать различные системы оценки основных средств и нематериальных активов. Поэтому в любом случае учреждение должно будет отразить принятые им методы в Пояснительной записке.
Бюджетная услуга
Против второй группы аргументов возразить сложно. Более того, приходится признать, что термин "бюджетная услуга" в официальных нормативно-правовых актах пока не определен. В результате используются различные трактовки термина:
узкая и широкая.
Узкая трактовка в качестве бюджетных услуг рассматривает только услуги здравоохранения и образования. Все остальное рассматривается как функция государства. Подобная трактовка по существу выводит из-под БОРа деятельность министерств.
Что производит сектор государственного управления
/---------------------\
| Нерыночные услуги |
\---------------------/
/-------------------------------\ /-------------------------------\
| Индивидуального пользования | | Коллективного пользования |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
/---------------\ /------------------------\
| Органы власти | | Бюджетные учреждения |
\---------------/ \------------------------/
\----------------------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------\
| Институциональные единицы сектора госуправления |
\-------------------------------------------------------/
www.fpcenter.ru
Широкая трактовка включает в объем производства бюджетных услуг производство товаров, а также результаты любой деятельности бюджетного сектора, не связанные с выполнением государственных функций (см. схему "Что производит сектор государственного управления").
Напомним, что, по мнению специалистов Центра фискальной политики, для практической реализации методики БОРа необходимо четко определить:
показатель непосредственного результата деятельности, которым является бюджетная услуга;
- общественно-значимый эффект,
- возникающий в результате предоставления этой услуги.
При этом к показателям предъявляют такие требования:
- бюджетные услуги должны быть количественно измеримы и поддаваться учету и контролю;
- эффект возникающий в результате предоставления услуги, должен быть увязан с бюджетным финансированием;
- методология учета показателей должна вписываться в действующую систему бухгалтерского и статистического учета (СНС-93, СГФ);
- показатели должны однозначно трактоваться всеми хозяйствующими субъектами.
Четкое определение результата предоставления бюджетных услуг (бюджетной деятельности), необходимо для того, чтобы:
- разработать стандарты качества конкретного вида услуги;
- перейти от финансирования сети к финансированию по результатам (калькуляция услуги).
Нынешняя структура Пояснительной записки базируется на теоретическом состоянии сектора госуправления, которое отражено на схеме "Организация предоставления услуг сектором государственного управления".
Однако, несмотря на то, что бюджетополучатели еще далеки от БОРа, возможно структура записки меняться не будет. В этом случае консолидированные сведения из нее станут основой для формирования Общероссийского классификатора бюджетных услуг. Действующий ныне Общероссийский классификатор услуг населению ОК-002-93 (ОКУН) потребностям бюджетирования, ориентированного на результат, не отвечает.
Если ф. 0503162 не исчезнет из состава Пояснительной записки, то ее можно заполнить на основании информации, аналогичной той, которая приведена во втором примере раздела "Пояснительная записка (ф. 0503160)" нашего спецвыпуска. При отсутствии показателей "по плану" или даже "фактически" можно поставить прочерки. А вот строки графы 1 "Наименование показателя" обязательны к заполнению.
Графу 3 "Результаты произведенных расходов" формы 0503165 также возможно заполнить субъективно. Вы можете проставить слова "эффективно", "достаточно эффективно" или скажем "50%". Однако к формированию показателей по графам 1 и 2 этой же формы нужно подойти с максимальной ответственностью.
Как вы можете убедиться, сбор информации, необходимой для заполнения даже первой графы, займет не мало времени. Этот фактор стоит учитывать и начать подготовку сведений, не надеясь на скорые изменения в Пояснительной записке.
Способы организации предоставления услуг
сектором государственного управления
/-------------------------\
Является | Сектор государственного | Не является производителем,
производителем | управления | а перераспределяет ресурсы
\-------------------------/
/------------------------\ /-----------------------\
| Органы | /---| Дотации, |
/----| исполнительной власти | | |стабилизационный фонд |
| \------------------------/ | \-----------------------/
| | |услуга перераспределения |
| |
/-------------\ /--------------------\| /-----------\ |
| Бюджетные | | Производство услуг || | населению | |
| учреждения | | коллективного |/ \-----------/ |
| | | пользования | |
\-------------/ \--------------------/ |
/--------------------\ /----------------------\
| Производство услуг | | Предприятия других |
| индивидуального | | секторов экономики |
| пользования | \----------------------/
\--------------------/ |
/-------------------\ /---------------------\ /-----------------------\
| по рыночным ценам | | по нерыночным ценам | | Производство услуг по |
\-------------------/ \---------------------/ | нерыночным ценам |
\-----------------------/
/------------------\
| Бюджетная услуга |
\------------------/
www.fpcenter.ru
Т.М. Гронь,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100