Дополнительные денежные выплаты (суточные деньги) военнослужащим,
направленным в краткосрочные служебные командировки за пределы
Российской Федерации. Проблемы и пути их решения
Тема выплаты суточных российским военнослужащим за время их пребывания в краткосрочных служебных командировках за пределами Российской Федерации остается по-прежнему злободневной и актуальной, и появление на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" настоящей статьи обусловлено тем, что в редакцию продолжают поступать письма, общий смысл которых сводится к вопросу о том, должны ли российские военнослужащие, проходящие военную службу, например, в Югославии, получать, помимо окладов в иностранной валюте еще и суточные деньги.
Наиболее типичная ситуация военнослужащего, направленного в краткосрочную служебную командировку, такова. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, зачисляется в списки войсковой части, направляемой в Югославию, например, на должность стрелка парашютно-десантного батальона. Впоследствии он находится в краткосрочной служебной командировке в составе Российского воинского контингента в крае Косово (Союзная Республика Югославия). О пребывании в данной заграничной командировке у военнослужащего есть многочисленные письменные доказательства, среди которых отметка в разделе VII "Особые отметки" военного билета о пребывании в российском воинском контингенте в Косово, Югославия; отметка в послужном списке в разделе 11 "Пребывание в заграничных командировках" о пребывании в Российском воинском контингенте в Косово, Югославия; командировочное удостоверение об откомандировании для выполнения миротворческой миссии с отметкой о выбытии из пункта постоянной дислокации своей части и прибытии в пункт назначения; справка о том, что военнослужащий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия" от 25 июня 1999 г. N 822с принимал участие в миротворческой операции в составе войсковой части такой-то; справка о том, что он действительно в определенный период находился в краткосрочной служебной командировке в крае Косово, Союзная Республика Югославия.
По окончании заграничной командировки военнослужащий сдает дела и должность и откомандировывается в распоряжение командира своей войсковой части в Российской Федерации для рассмотрения вопроса о дальнейшем прохождении службы в связи с плановой заменой.
Далее военнослужащий после окончания службы в составе Российского воинского контингента неоднократно поднимает вопрос о выплате суточных денег в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на что ему отвечают категоричным отказом, и, как правило, каждый раз разъясняется, что финансовая деятельность контингента в Югославии регламентируется якобы какими-то "другими" законодательными актами. Причем при разъяснении военнослужащим отсутствия у них права на получение суточных денег командованием части обычно осуществляется ссылка на ряд секретных постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Министра обороны Российской Федерации, которых в штабе части, конечно же, нет, и ознакомиться с их содержанием военнослужащие не могут.
Анализ писем, поступающих в редакцию, и обращений непосредственно к автору настоящей статьи свидетельствует о том, что при отказе в выплате суточных денег начальники финансовой службы части (помощники командира части по финансово-экономической работе) либо в силу своей некомпетентности, либо по каким-то иным причинам говорят, что суточные деньги военнослужащим не начисляются и не выплачиваются в связи с рядом причин.
Наиболее традиционные ссылки на нормативные правовые акты при отказе в выплате приведены ниже. Так, якобы "пребывание военнослужащих в контингенте в Косово не является служебной командировкой; военнослужащие там не выполняют служебного задания (поручения) командира вне места постоянной дислокации и на них не распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261. Действие постановления N 1261 распространяется на командирование специалистов за границу для выполнения задания или работ, не связанных с исполнением должностных обязанностей в месте командирования, т.е. на нахождение специалистов в служебной командировке".
Далее, как утверждают начальники финансовых служб, "военнослужащие направлялись в состав контингента в соответствии с Федеральным законом 1995 г. N 93-ФЗ на штатную должность, по которой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 402 установлен должностной оклад в иностранной валюте. Военнослужащие содержались на протарифицированном в установленном порядке временном штатно-должностном расчете. Порядок материального и денежного обеспечения постановлением установлен для них как для специалистов, направляемых за границу для оказания технической помощи. Данный порядок определен постановлением Совета Министров СССР "Об утверждении Положения о денежном и материальном обеспечении личного состава, направляемого Министерством обороны : за границу для оказания технической помощи и выполнения иных обязанностей" от 17 февраля 1988 г. N 223-57. В соответствии с п. 5 данного Положения военнослужащим в иностранной валюте устанавливаются должностные оклады в соответствии со схемой должностей и окладов в иностранной валюте, утвержденной правительством. В соответствии с подп. "а" п. 1 данного Положения распространяется на воинские части, находящиеся за границей на основании специальных решений правительства (в частности, постановления N 402). В этом постановлении, утверждают финансисты, ничего не говорится о выплате суточных денег, помимо должностного оклада в иностранной валюте. Постановление Правительства Российской Федерации N 402 в отношении дополнительных выплат является исчерпывающим, утверждают они.
Также начальники финансовой службы ссылаются на то, что в абз. 2 п. 7 совместного разъяснения Госкомтруда, Министерства финансов и ГКЭСа "О краткосрочных служебных командировках специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия" от 15 апреля 1977 г. N А4-32/193 сказано, что если специалисты направляются за границу на срок более двух месяцев, то им выплачиваются в иностранной валюте должностные оклады в соответствии со схемой должностей и окладов.
Еще один аргумент финансистов: согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" особенности обеспечения денежным довольствием (в том числе дополнительными выплатами) определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона военнослужащим, временно проходящим службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. Данным нормативным правовым актом в отношении военнослужащих, направленных в Боснию и Герцеговину, является постановление Правительства Российской Федерации 1996 г. N 402. Таким образом, для военнослужащих, направленных в Боснию и Герцеговину, существует специальная норма, которая при конкуренции с общей нормой имеет преимущественное значение. В данном нормативном правовом акте не говорится о командировочных деньгах. Также и в постановлении Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы "Об утверждении Правил об условиях труда советских работников за границей" от 25 декабря 1974 г. N 365, которое касается всех министерств и ведомств, не говорится об оплате труда в суточных деньгах, а говорится о том, что производится оплата труда исходя из установленных окладов.
Исходя из вышеизложенного, как считают военные финансисты, выплата суточных денег военнослужащим российского воинского контингента в Косово нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлена.
Автор настоящей статьи считает, что помощники командиров воинских частей по финансово-экономической работе (конечно, не все, а дающие своим военнослужащим подобные отказы!) должны быть более компетентны в своих профессиональных вопросах и не ссылаться на неприменимые в данной ситуации, а тем более на недействующие нормативные правовые акты. Понятно их стремление к экономии денежных средств, но это не должно приводить к нарушению закона.
Представляется возможным утверждать, что документы, на которые ссылаются при отказе финансисты, фактически ограничивают действие гарантий, введенных для военнослужащих Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (ст. 13). Государство приняло на себя обязанность выплачивать военнослужащим денежное довольствие без каких-либо изъятий, что согласуется с целями социально-правового государства, провозглашенными в ст.ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19).
Вначале остановимся на возражениях по сути отказов, а затем перейдем к судебной практике Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по вопросу выплаты суточных денег.
Итак, возражения следующие.
1. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261 устанавливаются с 1 декабря 1993 г. размеры суточных в иностранной валюте при краткосрочных командировках на территории иностранных государств согласно приложению N 1 к указанному постановлению и размеры надбавок к суточным в иностранной валюте для отдельных категорий работников в период пребывания в краткосрочных командировках на территории иностранных государств согласно приложению N 2 к указанному постановлению. В указанном постановлении вопреки мнению начальников финансовых службы нет упоминания о том, что оно "распространяется на командирование специалистов за границу для выполнения задания или работ, не связанных с исполнением должностных обязанностей в месте командирования".
Пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 1261 предусмотрено, что в случае пребывания в краткосрочной командировке за границей более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня производится в размерах, установленных для работников загранучреждений Российской Федерации при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение. Конкретные размеры и порядок выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств установлены приложением N 1 к указанному постановлению:
- для работников, направляемых в краткосрочные командировки в Республику Югославия, - в размере 44 долларов США в сутки;
- для работников загранучреждений при краткосрочных командировках в пределах государства, где находится загранучреждение - в размере 31 доллара США в сутки.
2. Ни в Федеральном законе "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ, ни в постановлении Правительства Российской Федерации "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" от 3 апреля 1996 г. N 402, не указано, что военнослужащие направлялись "в состав контингента" и "на штатную должность". То, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 402 ничего не говорится о выплате суточных денег, помимо должностного оклада в иностранной валюте, отнюдь не означает, что такая выплата не может быть предусмотрена иными нормативными актами! Суждения финансистов о том, что постановление N 402 является исчерпывающим, совершенно субъективны и ничем не обоснованы.
Также необходимо подчеркнуть, что в указанных нормативных актах каких-либо упоминаний о том, что предоставление дополнительных льгот военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, влияет на выплату суточных командированным, не имеется.
3. Относительно п. 4 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" можно отметить, что под "особенностями обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих", которые "определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации", понимаются особенности обеспечения денежным довольствием военных судей, атташе, военных строителей, летчиков-космонавтов и т.п.
В нашем же случае должен применяться п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в котором указано, что военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. По вопросам материального обеспечения военнослужащих, направляемых за границу, изданы: постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" от 26 июля 2001 г. N 553; постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия" от 26 июля 2001 г. N 554.
Согласно п. 1 указанных постановлений материальное и денежное обеспечение военнослужащих российских воинских контингентов осуществляется в порядке, применяемом в отношении российских военных специалистов, направляемых за границу Министерством обороны Российской Федерации для оказания технического содействия и другой помощи. А им выплата суточных как раз-таки предусмотрена (постановление Правительства Российской Федерации N 1261)!
4. Относительно ссылки на постановление Госкомтруда СССР "Об утверждении Правил об условиях труда советских работников за границей" от 25 декабря 1974 г. N 365 необходимо отметить, что постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 января 2003 г. N 3 постановление Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 г. N 365 признано не действующим на территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, представляется возможным утверждать, что военнослужащий, находившийся в краткосрочной служебной командировке за пределами России, имеет право на получение суточных в размере, установленном в постановлении Совета Министров - Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261.
По данному вопросу имеется судебный акт, принятый при рассмотрении дела по протесту председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации своим определением N 6н-19/2001 установила, что военнослужащие, направляемые в краткосрочные служебные командировки за пределы России, так же, как и иные граждане, имеют право на получение суточных в размере, установленном в постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261. Причем Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации специально отмечено, что как в предыдущие годы, так и сейчас Правительством Российской Федерации не принималось по данному вопросу каких-либо специальных нормативных актов, касающихся только военнослужащих, а издавались общие нормативные акты о размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках, причем отдельно на территории России и отдельно - на территории иностранных государств.
Ниже приведу отдельные положения указанного определения Военной коллегии.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела 27 марта 2001 г. в судебном заседании гражданское дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации на решение Псковского гарнизонного военного суда от 11 июля 2000 г., оставленное без изменения определением Ленинградского окружного военного суда от 10 августа 2000 г., которым отказано в удовлетворении жалоб К. на действия военного комиссара Псковской области, связанные с невыплатой ему командировочных расходов в иностранной валюте.
Постановлением президиума Ленинградского окружного военного суда, рассмотревшего данное дело в порядке надзора 22 ноября 2000 г., судебные решения по жалобам К. оставлены без изменения, а протест военного прокурора Ленинградского военного округа, в котором ставился вопрос об отмене указанных судебных решений в связи с неправильным применением норм материального права и о принятии нового решения об удовлетворении требований заявителя - без удовлетворения.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с приказами командира войсковой части майор К. находился в продлевавшейся надлежащим образом служебной командировке в составе Объединенного командования контингента миротворческих сил в г. Душанбе, без исключения из списков части. По возвращении из командировки К. обратился с рапортом к военному комиссару Псковской области о выплате ему суточных за командировку в Республику Таджикистан с 18 июня 1998 г. по 14 апреля 2000 г., исходя из расчета по 20 долларов США за первые 60 суток командировки и по 14 долларов США за последующие дни, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261 и письмом Министерства финансов Российской Федерации "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран" от 27 декабря 1996 г. N 110, но ему было отказано.
Считая данные действия военного комиссара незаконными, К. обратился в военный суд с просьбой обязать командование выплатить ему командировочные расходы в иностранной валюте.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, военные суды в своих решениях указали, что порядок предоставления льгот и компенсаций военнослужащим рассматриваемой категории определяется Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан:" от 21 января 1993 г., изданными в развитие этого Закона Постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 280, приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9, директивой ГШ ВС РФ от 18 ноября 1996 г. N ДГШ-314\0631, в которых не предусматривается выплата суточных в иностранной валюте.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1261 и письмо Министерства финансов N 110, по мнению судов, регламентируют выплату суточных рабочим и служащим, направленным в краткосрочные командировки за границу, а не военнослужащим, проходящим военную службу и получающим в связи с этим ряд других льгот, в том числе второй оклад по занимаемой должности во время нахождения в командировке. Рабочие и служащие в отличие от военнослужащих во время нахождения в командировке не назначаются на должности и не получают второй оклад по месту пребывания.
Кроме того, суды признали, что К. с 18 июня 1999 г. по 14 апреля 2000 г. находился в служебной командировке, но пришли к выводу, что ее нельзя признать краткосрочной, поэтому он не имеет права на получение суточных в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 110.
Однако, как отмечается в рассматриваемом протесте, в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время*(1) действуют три таких постановления Правительства Российской Федерации: "О нормах возмещения командировочных расходов" (на территории Российской Федерации) от 26 февраля 1992 г. N 122; "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261 и "О финансовом обеспечении работников учреждений Российской Федерации в государствах - участниках СНГ, Латвийской Республике, Литовской Республике, Эстонской Республике" от 19 июня 1994 г. N 713.
Постановлением от 1 декабря 1993 г. N 1261 установлена выплата суточных командированным в Таджикистан в иностранной валюте и разрешено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации в случае необходимости вносить изменения в размеры суточных, предусмотренные данным Постановлением. В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. N 110 размер суточных установлен из расчета 20 долларов США в сутки.
Вывод судов о том, что командировка, в которой находился К., не является краткосрочной, в связи с чем он не имел права на получение суточных в иностранной валюте, как утверждается в протесте, ничем не обоснован и противоречит п. 5 указанного постановления, который определяет, что в случае пребывания работника в кратковременной командировке за границей более 60 дней выплата суточных начиная с 61-го дня производится в размерах, установленных для работников загранучреждений Российской Федерации при командировках в пределах государства, где находится загранучреждение.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации "О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 18 июля 1994 г. N 844, максимальный срок командирования указанных лиц составляет 2 года.
Кроме того, в протесте обращается внимание на то, что соглашением о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г. утверждено Положение об Объединенном командовании коллективных миротворческих сил.
Согласно п. 19 данного Положения военнослужащие и гражданский персонал коллективных миротворческих сил обеспечиваются денежным, вещевым, продовольственным и другими видами довольствия по нормам, установленным законодательством посылающего государства. Указанным военнослужащим и гражданскому персоналу предоставляются дополнительные гарантии и компенсации применительно к нормам, установленным законодательством Российской Федерации. При этом военнослужащие и гражданский персонал Объединенного командования коллективных миротворческих сил и воинских частей (коалиционного состава) получают денежное довольствие по должностям, с которых они были направлены в состав коллективных миротворческих сил.
Каких-либо упоминаний о том, что предоставление дополнительных льгот военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, влияет на выплату суточных командированным, в приказе Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 9, равно как и в Законе Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и других нормативных актах, в соответствии с которыми издан этот приказ, не имеется.
Напротив, в п. 3 приложения N 2 к вышеназванному приказу Министра обороны Российской Федерации указано, что военнослужащим (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), направленным в составе воинской части или командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (вне пунктов постоянной дислокации воинской части, где они проходят службу), путевое довольствие (полевые деньги или суточные) подлежит выплате по установленным нормам за весь период командировки.
Из исследованной в судебном заседании выписки из приказа командира войсковой части 00000 усматривается, что К. был направлен в служебную командировку в состав Объединенного командования коллективных миротворческих сил без исключения из списков части. Срок командировки неоднократно продлевался в связи с отсутствием замены, что также свидетельствует о краткосрочном характере данной командировки.
Допрошенный в судебном заседании К. показал, что при убытии в Республику Таджикистан он не был исключен из списков личного состава воинской части. Из приказа Командующего миротворческими силами видно, что К. был откомандирован из Объединенного командования коллективных миротворческих сил к прежнему месту службы.
Правильность действий командования коллективными миротворческими силами по распространению на заявителя положений Закона Российской Федерации "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 21 января 1993 г., сомнений не вызывает.
Вместе с тем из командировочного удостоверения К., а также показаний заявителя в суде усматривается, что за время нахождения на территории Республики Таджикистан он был обеспечен лишь вторым окладом денежного содержания и полевыми деньгами в размере 22 рублей в сутки. Других выплат он не получал. При таких данных, отмечается в протесте, следует прийти к выводу о том, что у заявителя имелись законные основания для получения суточных, исходя из размера, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. N 1261 и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 110, а отказ в удовлетворении требований К. свидетельствует о допущенной судом ошибке в применении норм материального права.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" от 27 декабря 1996 г. N 110 установлены выплаты суточных при направлении в командировки из Российской Федерации в Республику Таджикистан из расчета 20 долларов США, а при краткосрочных командировках в пределах страны пребывания - из расчета 14 долларов США в день.
При этом в протесте подчеркивается, что ни один из нормативных правовых документов не устанавливает ограничения для обеспечения указанными выплатами военнослужащих.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы протеста, Военная коллегия находит протест подлежащим удовлетворению по изложенным в нем основаниям и, руководствуясь ст. 328 и п. 5 ст. 329 ГПК РСФСР, определила: принять по делу новое решение, жалобу К. на отказ командования в выплате ему командировочных расходов в иностранной валюте удовлетворить, обязать начальника финансовой службы военного комиссариата Псковской области выплатить К. суточные за период его фактического нахождения в командировке в Республике Таджикистан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261 и письмом Министерства финансов Российской Федерации "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран" от 27 декабря 1996 г. N 110 по банковскому курсу на день фактической выплаты.
Следует отметить, что по сведениям, полученным автором статьи из источников, заслуживающих доверия, выплаты суточных за период служебных командировок российских военнослужащих в Югославию посредством исполнения судебных решений безпроблемно происходили в период с 2000 г. по 2004 г. После этого якобы изменилась судебная практика, причем с точностью "до наоборот", и выплаты прекратились. Поэтому военнослужащие, побывавшие в Югославии, совсем отчаялись получить деньги, на которые они надеялись. Тем не менее, хотя этот вопрос до сих пор остается спорным и дискуссионным, не стоит терять надежду. Совсем недавно появилось определение Конституционного Суда Российской Федерации "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав постановлениями Правительства Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации" от 21 декабря 2004 г. N 444-О.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев по требованию гражданина Д. вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д., проходивший в период с 13 мая 2000 г. по 5 ноября 2003 г. военную службу в составе контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово (Союзная Республика Югославия), просил проверить конституционность следующих нормативных правовых актов:
- постановления Правительства Российской Федерации "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия" от 26 июля 2001 г. N 554;
- постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют ст.ст. 2, 15, 17, 18, 19, 37 и 115 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином Д. материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно абз. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. установление и обеспечение предоставления гарантий и компенсаций военному персоналу, направляемому для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности возложено на Правительство Российской Федерации (ст. 14).
Как полагает заявитель, нахождение в составе контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово, является краткосрочной командировкой, что дает ему право на получение суточных денег в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" от 1 декабря 1993 г. N 1261, вопреки решениям судов общей юрисдикции, применивших в его деле не указанное постановление, а постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001 г. N 554.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выбор норм, подлежащих применению в конкретном деле, по смыслу ст. 120 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст. 118, 125 и 126, осуществляется судами общей юрисдикции самостоятельно на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела (в данном случае - выяснения того, являлось ли нахождение заявителя в составе миротворческого контингента краткосрочной командировкой). Конституционный Суд Российской Федерации в силу чч. 3 и 4 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Не относится к его компетенции и проверка законности и обоснованности правоприменительных, в том числе судебных, решений.
Исходя из изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 40, п. 1 ч. 1 ст. 43 и ч. 1 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д., поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы конкретно гражданину Д., в данном случае акцент, по нашему мнению, стоит сделать на том, что "выбор норм, подлежащих применению в конкретном деле, по смыслу статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 118, 125 и 126, осуществляется судами общей юрисдикции самостоятельно на основе установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела (в данном случае - выяснения того, являлось ли нахождение заявителя в составе миротворческого контингента краткосрочной командировкой)".
Таким образом, можно резюмировать: военнослужащим, пребывавшим в командировке в Югославии, не стоит отчаиваться. Составляйте исковые заявления и подавайте их в суд общей юрисдикции, доказывайте, что ваше пребывание в Югославии было именно краткосрочной командировкой, и в случае выигранного процесса смело идите в казначейство за законно причитающимися вам деньгами. Конечно, и там последует "битва за металл", но это уже совсем другая история...
А.В. Михайлов,
майор юстиции, офицер юридической службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Имеется в виду дата вынесения судом определения. - Прим. авт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дополнительные денежные выплаты (суточные деньги) военнослужащим, направленным в краткосрочные служебные командировки за пределы Российской Федерации. Проблемы и пути их решения
Автор
А.В. Михайлов - майор юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 10