Ремонтировать нельзя модернизировать
В работе многие бухгалтеры сталкивались с понятиями "ремонт" и "модернизация". Как правильно "обозвать" починку основных средств, рассказали на семинаре "Основные средства в налоговом и бухгалтерском учете: проблемы оптимизации", проведенном компанией "Бизнес-семинары".
Актив должен приносить выгоду
- Поддержание объектов основных средств в исправном состоянии для того, чтобы они могли работать и приносили экономические выгоды, - наш каждодневный труд, - с этих слов начала семинар Ольга Антошина, доцент Всероссийской государственной налоговой академии, практикующий аудитор и налоговый консультант.
Лектор напомнила, что основные средства признаются в качестве актива.
- Актив - это принесение экономических выгод. Если никаких экономических выгод нет, это не актив, не основное средство, а текущий расход. Но если с учетом этих активов все более или менее ясно, то процесс восстановления основных средств до сих пор остается проблемным, несмотря на то, что ему уже не один год. Восстановление основных средств можно разделить на два направления - это ремонт (реконструкция) и модернизация. - От вводных слов Ольга Антошина перешла к практике.
Одно из трех
- Ремонт можно подразделить на текущий, средний и капитальный. Если говорить о существенных различиях между текущим и средним ремонтом, то они заключены в сроках и затратах. К какому именно виду отнести ремонт, зависит от тех объемов, которые мы производим.
Четкого определения, что такое реконструкция и что такое модернизация, нет ни в одном из бухгалтерских документов. Можно найти ссылки на эти понятия в различных отраслевых документах, например в документах бывшего Госстроя СССР. И хотя они уже не действуют, само направление в них закладывается. Например, в приказе Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312 (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р)) и в постановлении Госстроя от 29 декабря 1973 г. N 729. Реконструкция предполагает, что в целом наше основное средство своих ключевых характеристик не меняет, но при этом увеличивается срок полезной службы. А при модернизации оно становится более совершенным в своих технических, технологических параметрах. В Налоговом кодексе (п. 2 ст. 257) сказано, что работы по модернизации, достройке и дооборудованию направлены на изменение технологического или служебного назначения основного средства. Они наделяют объект новыми качествами, например способностью к более высокой нагрузке. Реконструкция же связана с переустройством объекта основных средств, - продолжила вводить аудиторию в курс предмета Ольга.
Отделяем ремонт от модернизации
Как только лектор произнес три магических для бухгалтера слова "реконструкция", "модернизация" и "ремонт", посыпались вопросы из зала. "Как их отличить?" - вот что интересовало собравшихся.
- Обратите внимание на письмо Минфина от 14 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/39. В нем сказано, что ремонт изношенных перегородок с увеличением их общей площади не более чем на 20 процентов, заделка трещин в кирпичных стенах, полная смена ветхих оконных и дверных блоков относятся к ремонтным работам. К ним же специалисты Минфина отнесли возобновление и ремонт штукатурки помещений, переустройство полов с заменой на более прочные и долговечные материалы, смену износившихся участков электросети, учитывая одномоментность и по требованиям Налогового кодекса, и по требованиям бухгалтерского учета.
И хотя налоговые инспекторы при проверках очень часто хотят подвести эти работы под модернизацию, лектор отметила, что это все-таки текущий ремонт. Потому что в целом помещение не изменилось.
Еще один больной вопрос, который вызвал дискуссию, касался компьютеров. Замена деталей в них - это ремонт или модернизация? Лектор опять обратилась к разъяснениям финансового ведомства.
- В письме Минфина от 22 июня 2004 г. N 03-02-04/5 компьютер учитывается как единый инвентарный объект основных средств, так как любая его часть не может функционировать независимо от других составляющих. Замена в компьютере одной детали может привести к изменению его эксплуатационных характеристик. Моральный износ компьютера происходит в несколько раз быстрее, чем физический. При разграничении модернизации и ремонта компьютера практически не имеет значения, как изменились его эксплуатационные характеристики. Главное - сохранилась ли работоспособность инвентарного объекта, функциональность которого в целом не изменилась, - указала лектор.
И опять же отметила, что ФНС в своих письмах все, что касается ремонта компьютера, относит к модернизации.
- Но это неверно. Расходы по замене вышедших из строя элементов компьютерной техники - это расходы на ремонт основных средств. Если компьютер после каких-либо усовершенствований или небольшого ремонта может выполнять новые функции, то нужно проводить эту операцию как модернизацию. А вот замена старого монитора на жидкокристаллический - это ремонт. Несмотря на то, что по своей сути это больше похоже на модернизацию.
Акцент на документы
В заключение семинара лектор просила обратить особое внимание на оформление первички при проведении ремонтных работ или работ по реконструкции и модернизации. Ведь 252-я статья Налогового кодекса гласит, что расходы должны быть оформлены документально в соответствии с требованиями законодательства.
- Я понимаю, что если мы берем с вами завод, у которого несколько сот тысяч наименований основных средств, это катастрофа. Это только формальное основание для того, чтобы отказать вам в принятии этих расходов как уменьшающих налог на прибыль. Но сейчас суды поддерживают точку зрения налоговых инспекций. Поэтому вы сами должны принять решение: заполнять их или нет, - посоветовала Ольга Антошина.
Затем она остановилась на основных документах, которые обязательно должны быть оформлены при проведении ремонтных работ:
- Во-первых, это акт осмотра объекта основных средств. Это первый документ для экономического обоснования ремонтных расходов. Его унифицированной формы нет, поэтому каждое предприятие оформляет этот документ самостоятельно. Не забудьте закрепить выбранную вами форму в учетной политике предприятия, иначе у вас могут быть проблемы при налоговой проверке. Кроме этого вы должны оформить дефектную ведомость и предполагаемую смету расходов.
Необходимы еще два документа: акт приемки-сдачи ОС-3 и карточка ОС-6, в которой мы отражаем проведение ремонтных работ. Не забывайте о том, что даже на покраску какого-либо крана на заводе тоже нужно оформить карточку ОС-3. Понимаю, что это горы бумаги, но ничего не поделаешь. И конечно, не забывайте о документах по учету материалов и оплате труда. Вся первичка должна быть у вас в полном объеме и порядке, - подытожила лектор.
Следуйте логике
- Помните, что в любой хозяйственной операции должна быть выдержана логическая цепочка. И как только у нас выпадает одно, даже самое незначительное на первый взгляд звено, приходит налоговый инспектор с вопросом "А где у вас это?". К сожалению, на сегодняшний день одна из главных задач российского бухгалтера - выдержать выездную налоговую проверку. Поэтому по некоторым вопросам стоит все-таки прислушаться к мнению Федеральной налоговой службы или Министерства финансов, - закончила Ольга Антошина свое выступление.
Е. Ермакова
"Расчет", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru