Доверительное управление имуществом:
бухгалтерский учет и налогообложение
Одним из эффективных методов управления активами являются операции доверительного управления (трастовые операции). Понятие "доверительное управление" включает целую группу разнообразных операций, связанных с доверительными отношениями на основе поручительства и комиссии на долгосрочной основе.
Под доверительным управлением имущества понимается деятельность управляющего по управлению от своего лица за вознаграждение переданным ему на неопределенный срок имуществом, принадлежащим другому лицу на праве собственности, в интересах выгодоприобретателя. Учреждение доверительного управления не влечет за собой перехода права собственности.
Учредитель доверительного управления - физическое или юридическое лицо, основавшее доверительное управление и/или передавшее в него определенное имущество. Лицо, в пользу которого был заключен договор об учреждении доверительного управления, называется бенефициаром. Им может быть как третье лицо, так и сам учредитель доверительного управления.
Доверительный управляющий - лицо, назначенное учредителем для управления этим имуществом. Обязанности и права доверительного управляющего определяются законодательством и договором доверительного управления. Доверительным управляющим могут быть любое юридическое или физическое лицо, кроме государственных органов власти и управления, а также лица, которые по договору о доверительном управлении могут быть признаны выгодоприобретателями. Однако как в российской, так и зарубежной практике доверительные управляющие представлены в большинстве случаев коммерческими банками, поэтому доверительное управление часто рассматривается как один из видов активных банковских операций.
Каждый коммерческий банк на основании банковской лицензии может организовывать и осуществлять доверительные (трастовые) операции. В большинстве случаев активы организаций сводятся к ценным бумагам и передаются управляющему в траст в соответствии с трастовой декларацией, которую подписывает клиент. Для выполнения трастовых операций не существует никаких требований к размеру собственных средств банка, выполнению экономических нормативов.
В некоторых российских банках для осуществления доверительного управления уже организуются траст-отделы. В силу того что доверительное управление - это довольно новый вид услуг для российских банков и объем операций относительно небольшой, траст-отделы, как правило, не являются самостоятельными подразделениями, а их функции выполняют отделы ценных бумаг. Банки, имеющие в своей структуре траст-отделы, стараются сочетать их операции с другими видами услуг, для того чтобы реально конкурировать со страховыми компаниями, брокерскими конторами и организациями, оказывающими консультационные услуги по инвестициям.
Большинство банков предлагает своим клиентам предварительно заключить договор, определяющий основные положения их будущего сотрудничества. Согласно этому договору деловые взаимоотношения банка и клиента строятся на взаимном доверии. Банк официально предоставляет свои услуги клиенту по выполнению указаний последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских работников и их высокий профессионализм. Все права представительства или распоряжения денежными средствами, ценными бумагами и другими ценностями имеют силу до тех пор, пока от клиента не поступит специальное письменное указание об их отмене или приостановлении.
Структура доверительного управления предполагает, что ни учредитель, ни бенефициарный владелец юридически не могут распоряжаться находящимся в управлении имуществом, что соответственно защищает это имущество от любых возникающих у того или другого проблем. Доверительное управление можно признать ничтожным, если доказать недобросовестный умысел при его создании (например, должник, которому грозит банкротство, передает в траст все свое имущество, чтобы обмануть кредиторов).
Российские банки имеют на сегодняшний день соответствующую материальную базу: достаточно квалифицированный персонал, информационные и технологические возможности для принятия эффективных управленческих решений. Все это, безусловно, позволяет существенно снизить риск инвестиций, однако осуществление доверительных операций наряду с государственным регулированием сможет способствовать более рациональному размещению финансовых ресурсов в экономике страны и соответственно выполнению общей экономической задачи по управлению инвестиционными ресурсами и финансированию дефицита госбюджета.
Обычно банки предоставляют следующие виды трастовых услуг:
хранение ценных бумаг;
ведение ежемесячных бухгалтерских записей клиента;
получение платежей от имени клиента по доверенности, включая проценты, дивиденды, арендные платежи;
покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента, проведение расчетов с продавцами и покупателями;
консультационные услуги;
принятие целевых вкладов граждан и организаций на покупку недвижимости и автомобилей;
создание пенсионных фондов организаций и фондов ассоциаций граждан (частных пенсионных фондов, вклады в которые гарантируются акциями фонда) по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.
Трастовые компании также могут предлагать дополнительные услуги, такие, как:
регистрация частных фирм за границей;
принятие в управление недвижимости и другого имущества в стране и за границей;
инвестирование средств клиента в операции с высокой нормой доходности.
Таким образом, можно выделить ряд преимуществ передачи трастовой компании или банку отдельных функций по управлению имуществом организаций. Прежде всего это возможность использования практического опыта и профессионализма сотрудников организации - доверенного лица, которые специализируются на взаимовыгодном распоряжении собственностью клиента. Вознаграждение, получаемое банком за управление средствами доверителя, напрямую зависит от результатов проведения финансовых операций: по условиям трастового соглашения его величина устанавливается в виде процента от полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован в наиболее оптимальной диверсификации трастового портфеля. Анализ, осуществляемый по многим критериям, постоянное отслеживание ситуаций на валютном фондовом рынке и рынке краткосрочных кредитных ресурсов, внесение изменений и дополнений в существующие прогнозы позволяют избежать необоснованных рисков финансовых вложений и таким образом увеличивать доходы клиентов.
Кроме того, траст позволяет решить задачу создания легальной схемы контроля над активами при сохранении конфиденциальности и отсутствии необходимости для российского гражданина лично выступать собственником, управляющим или бенефициаром активов.
Отметим, что создавать траст не следует, если стоимость активов недостаточно велика по сравнению с расходами по созданию и поддержанию траста или есть необходимость открыто выступать собственником имущества.
Политика банка по привлечению ресурсов должна строиться на основе разумного сочетания различных финансовых инструментов в зависимости от текущей тенденции финансового рынка. Изменяя уровень ставок по срочным депозитам и размер комиссионного вознаграждения за проведение операций по доверительному управлению, банк может существенно минимизировать риски проведения пассивных операций, тем самым увеличивая доходность деятельности банка. При этом, ставя своей целью максимизацию текущей прибыли, банкам выгодно ориентироваться на оказание уникальных услуг, в предоставлении которых у них нет конкурентов. Установленная при этом цена воспринимается рынком, даже если она не отражает реальную структуру затрат банка, связанных с предоставлением этих услуг.
Следовательно, развитие доверительных операций крайне актуально для банковской деятельности. В сочетании с традиционными банковскими операциями проведение трастовых операций придаст дополнительную структурную прочность банку, повысит его доходность, усилит позиции в конкурентной среде. Кроме того, это даст дополнительную эффективность клиентам, будет в целом способствовать развитию финансового рынка.
Бухгалтерский учет операций доверительного управления имуществом
При отражении в бухгалтерском учете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет 1 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".
Отражение учредителем управления операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем управления по стоимости, по которой они числятся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления в силу. При этом дебетуется счет 79-1 в корреспонденции с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др. Одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по дебету счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов" и кредиту счета 79-1.
Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления являются извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема-передачи и т.п.).
Денежные средства, полученные учредителем управления в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, учитываются в бухгалтерском учете по кредиту счета 79-1 в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств.
Причитающиеся учредителю управления суммы возмещения убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды от доверительного управляющего (ст. 1022 ГК РФ) отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы". При получении учредителем управления указанных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 76.
В случае прекращения договора доверительного управления имуществом возвращенные учредителю управления объекты имущества учитываются им по дебету счетов 01, 04, 58 и др. в корреспонденции с кредитом счета 79-1 в той же оценке, по которой они были переданы в доверительное управление. Одновременно на суммы начисленной амортизации в рамках отдельного баланса производится запись по кредиту счетов 02, 05 и дебету счета 79-1.
При составлении бухгалтерской отчетности учредителя управления в нее полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей. В баланс учредителя управления данные по счету 79-1 не включаются. Бухгалтерская отчетность учредителем управления представляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ (в ред. на 30.06.03 г.) "О бухгалтерском учете". Раскрытие информации, связанной с осуществлением договора доверительного управления имуществом, в составе пояснительной записки производится согласно правилам, установленным ПБУ 12/2000.
Отражение выгодоприобретателем операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Если доверительное управление имуществом осуществляется в интересах выгодоприобретателя, то причитающийся доход учитывается выгодоприобретателем по дебету счета 76, субсчет 1 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" в корреспонденции с кредитом счета 91 в качестве внереализационного дохода. По мере фактического перечисления денежных средств выгодоприобретателю дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 76-1.
Причитающиеся выгодоприобретателю суммы возмещения упущенной выгоды за время доверительного управления имуществом отражаются по дебету счета 76-1 в корреспонденции с кредитом счета 91. При получении выгодоприобретателем указанных средств от доверительного управляющего дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 76-1.
Выгодоприобретатель представляет бухгалтерскую отчетность с учетом финансового результата, полученного по договору доверительного управления, в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Отражение на отдельном балансе доверительным управляющим операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.
Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке при соблюдении принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления. Особое внимание следует обратить на организацию бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет") и соблюдение нормы ст. 1018 ГК РФ об открытии отдельного банковского счета для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом.
Для каждого договора доверительного управления должен быть открыт отдельный субсчет к счету 79 в разрезе учредителя управления и выгодополучателя.
Имущество, полученное от учредителя управления, учитывается по дебету счетов учета активов (01, 04, 58 и др.) и кредиту счета 79-1 по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления имуществом в силу. Одновременно на суммы начисленной амортизации производится запись по кредиту счетов 02, 05 и дебету счета 79-1.
Начисление амортизации по переданному в доверительное управление имуществу осуществляется в общеустановленном порядке и отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат в корреспонденции с кредитом счетов 02, 05. При этом амортизация переданного в доверительное управление имущества продолжает начисляться способом и в пределах срока полезного использования, которые были приняты учредителем управления.
Созданная в процессе доверительного управления имуществом готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги, а также приобретенные товарно-материальные ценности и ценные бумаги отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на создание, изготовление, приобретение и т.п. Учет приобретения и создания новых объектов основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных вложений ведется в общеустановленном порядке.
Поступившие денежные средства от учредителя управления для осуществления долгосрочных инвестиций учитываются по кредиту счета 79-1 в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств. При перечислении денежных средств в счет причитающегося учредителю управления дохода по договору доверительного управления имуществом кредитуются счета учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 79-1.
Причитающиеся доверительному управляющему суммы возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом счета 76, а при фактическом перечислении указанных сумм - по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Если по прекращении договора доверительного управления имуществом переданное в доверительное управление имущество, включая вновь созданное или приобретенное, подлежит возврату учредителю управления, то дебетуется счет 79-1 в корреспонденции с кредитом счетов учета активов. Если договором доверительного управления имуществом предусмотрены иные действия по отношению к имуществу, переданному в доверительное управление, то отражение указанных операций в бухгалтерском учете осуществляется в общеустановленном порядке. При возврате учредителю управления остатков денежных средств в кассе и на расчетном счете, числящихся на дату прекращения договора доверительного управления, дебетуется счет 79-1 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом. При этом представление доверительным управляющим данных об активах, обязательствах, доходах и расходах, полученных при выполнении договора доверительного управления имуществом, не может быть позднее сроков, установленных Законом N 129-ФЗ для бухгалтерской отчетности. В представляемой бухгалтерской отчетности после имени или наименования доверительного управляющего делается пометка "Д.У.".
По прекращении договора доверительного управления имуществом доверительный управляющий составляет отдельный баланс на дату прекращения договора. При этом доверительным управляющим осуществляются операции по погашению имеющихся обязательств, закрытию расчетного счета, оборотов по счету 79-1 в связи с возвратом учредителю управления остатков денежных средств и имущества согласно условиям договора, а также другие операции, предусмотренные договором доверительного управления имуществом при его прекращении.
Отражение у доверительного управляющего операций по осуществлению договора доверительного управления имуществом. Все расходы доверительного управляющего по осуществлению деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, учитываются по дебету счета 20 "Основное производство" либо 26 по каждому договору обособленно. Причитающиеся доверительному управляющему суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются по кредиту счета 90 "Продажи" в корреспонденции со счетом 76. Одновременно соответствующая часть затрат по оказанию услуг доверительного управления имуществом списывается с кредита счета 20 в дебет счета 90.
Причитающиеся суммы возмещения выгодополучателю упущенной выгоды за время доверительного управления имуществом и учредителю управления убытков, причиненных утратой или повреждением имущества, а также упущенной выгоды согласно ст. 1022 ГК РФ отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 76 в корреспонденции с дебетом счета 91. При перечислении учредителю управления или выгодоприобретателю указанных средств кредитуются счета учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Доверительный управляющий представляет бухгалтерскую отчетность о своей деятельности в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Налогообложение операций по доверительному управлению
С точки зрения налогового права передача имущества в доверительное управление и возврат из него не являются объектами налогообложения. Из всех хозяйственных операций в НК РФ объектами налогообложения признаются только операции по реализации товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 38 НК РФ). Причем под реализацией понимается передача права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ), а формула договора доверительного управления ее не предусматривает.
Налогообложение возникает при деятельности по управлению переданным имуществом. Причем в соответствии со ст. 378 и 276 НК РФ учредитель управления самостоятельно уплачивает налог на имущество и налог на прибыль от доверительного управления. Порядок уплаты других налогов отдельно не описан.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 8 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5 договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований п. 3 ст. 29 НК РФ.
Хотя денежные средства, находящиеся на отдельном счете доверительного управления, имеют принадлежность к учредителю управления, однако распоряжается ими доверительный управляющий от своего лица. Строго говоря, нельзя отождествить платеж, произведенный с этого счета доверительным управляющим, с платежом, исходящим от налогоплательщика. Тем не менее, так как средства на данном счете все же принадлежат учредителю управления, налоговые органы могли бы урегулировать ситуацию, разрешив ему выполнять свои налоговые обязательства со счета доверительного управления через доверительного управляющего.
Отметим, что законодательством не урегулирован вопрос об ответственности за нарушения в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения при доверительном управлении. НК РФ установлены налоговые санкции за налоговые правонарушения, в том числе за нарушение правил учета доходов и расходов, в отношении налогоплательщиков, в то время как при доверительном управлении учет осуществляет управляющий. Таким образом, учредитель управления как налогоплательщик несет юридическую ответственность за действия доверительного управляющего по ведению учета в рамках отдельного баланса.
Налог на добавленную стоимость. Как уже отмечалось, передача имущества в доверительное управление не признается реализацией и не порождает объекта обложения НДС. Однако можно встретить мнение, что при передаче внеоборотных активов, по которым ранее НДС был предъявлен к вычету, необходимо восстановить НДС по их остаточной стоимости.
Данное мнение не основано на нормах НК РФ, который предусматривает предоставление вычетов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой НДС, в полном объеме после их принятия на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Учитывать же НДС в стоимости активов требуется только, если они изначально приобретаются с целью использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ). Данную точку зрения применительно к случаю передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал поддержал ВАС РФ в своем постановлении от 11.11.03 г. N 7473/03.
Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не содержит специальных норм по налогообложению в случае доверительного управления. На региональном уровне разъяснялось (см. письмо Управления МНС России по г. Санкт-Петербургу от 2.04.03 г. N 03-06/6816), что доверительный управляющий уплачивает НДС по полученному вознаграждению, а учредитель управления - по выручке, поступившей на отдельный счет доверительного управления. Однако некоторые специалисты полагают, что в отношении НДС при доверительном управлении не все элементы налогообложения определены достаточно четко. Они исходят из того, что, с одной стороны, в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, т.е. процесс, осуществляемый доверительным управляющим. С другой стороны, согласно ст. 153 НК РФ в налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами за эти товары (работы, услуги), т.е. результат, принадлежащий учредителю управления. Отсюда заключается, что разные элементы налогообложения присутствуют у разных налогоплательщиков и налог не может считаться установленным ни для одного из них. Данное заключение имеет спорный характер в силу того, что НК РФ содержит специальное определение реализации, в соответствии с которым ею признается передача прав собственности (ст. 39 НК РФ). Следовательно, процесс реализации как передачи прав собственности можно отождествить лишь с собственником, которым является учредитель управления.
Ситуация осложняется тем, что по ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им. В случае же доверительного управления данные суммы предъявляются доверительному управляющему (с указанием на его статус) и уплачиваются им с отдельного счета. Строго говоря, это не то же самое, что предъявление учредителю управления. Не принимая ничью сторону, отметим, что все отмеченные проблемы в области обложения данным налогом можно было бы снять, например, придав доверительному управляющему статус налогового агента.
Налог на имущество. В ст. 374 НК РФ установлено, что переданное в доверительное управление движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, является объектом обложения налогом на имущество организаций у учредителя управления на общих основаниях (ст. 378 НК РФ).
Налог на прибыль организаций. Доходы от передачи имущества в доверительное управление не указаны в закрытом перечне доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведенном в ст. 251 НК РФ, следовательно, они подлежат налогообложению. Особенности определения налоговой базы участниками таких договоров определены ст. 276 НК РФ, а особенности ведения налогового учета доходов и расходов - ст. 332 НК РФ. Доходы по договору доверительного управления включаются в состав выручки или внереализационных доходов учредителя управления или выгодоприобретателя в зависимости от вида полученного дохода. Вознаграждение доверительного управляющего признается его доходом от реализации, а в его расходы включаются все расходы, кроме возмещаемых по условиям договора.
Доверительный управляющий обязан ежемесячно (до 30 августа 2002 г. - ежеквартально) определять финансовый результат по доверительному управлению (по каждому виду доходов) и сообщать его учредителю управления (выгодоприобретателю). В соответствии с п.п. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, датой получения внереализационного дохода от доверительного управления является последний день отчетного (налогового) периода. Таким образом, учредитель управления и выгодоприобретатель должны признавать доход не при поступлении средств со счета доверительного управления, а на основании отчета управляющего.
Что касается расходов, связанных с осуществлением договора, то они в полном объеме признаются для целей налогообложения в качестве расходов, связанных с производством, или внереализационных расходов (в зависимости от вида осуществленных расходов) у получателя соответствующих доходов. В п. 4 ст. 276 НК РФ указано, что если доходы по договору получает выгодоприобретатель, то и расходы по договору признаются у него, а не у учредителя управления. Кроме того, если в договоре предусмотрена выплата вознаграждения доверительному управляющему не за счет уменьшения доходов, полученных в рамках исполнения договора, то данное вознаграждение признается расходом учредителя управления, а не выгодоприобретателя. Здесь наблюдается различие с процедурой бухгалтерского учета, в соответствии с которой доходами выгодоприобретателя признается только перечисляемый платеж, без передачи ему сумм доходов и расходов, учтенных на отдельном балансе.
Пунктом 3 ст. 286 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль от таких операций - квартальными авансовыми платежами по итогам отчетного периода. Также согласно п. 4 ст. 276 НК РФ у учредителя управления (выгодоприобретателя) убытки от использования переданного в доверительное управление имущества не уменьшают доходы, полученные от управления этим имуществом. В данном случае под убытком понимается уменьшение стоимости объекта доверительного управления в результате его порчи либо погашения долгов по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением, а не в результате начисления амортизации в процессе осуществления договора.
В случае окончания договора и возврата имущества учредителю управления у него не образуется дохода (убытка) вне зависимости от наличия положительной (отрицательной) разницы между стоимостью имущества на момент заключения и на момент прекращения договора (п. 5 ст. 276 НК РФ). Если выгодоприобретателем является третье лицо, то при возврате имущества учредителю расходы (убытки) от снижения его стоимости не принимаются в уменьшение налоговой базы учредителя (ст. 332 НК РФ).
А. Войко,
к.э.н.
Государственный университет управления
"Финансовая газета", N 46, 47, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71