Основной деятельностью организации являются проектно-изыскательские работы (производство). Сотрудники предприятия разработали технико-строительные нормативы в соответствии со сметой затрат. Эти нормы напечатаны типографией в виде брошюр, которые мы продаем по безналичному расчету проектно-изыскательским и строительным организациям. Как в данном случае вести бухгалтерский учет и оформлять реализацию?
В данной ситуации, по мнению автора, изготовление нормативов следует рассматривать в рамках обычных видов деятельности, поскольку в результате производится готовая продукция в виде предназначенных для продажи брошюр. Услуги сторонних организаций (типографий) следует рассматривать как составную часть фактической себестоимости этих брошюр. К бухгалтерскому учету изготовленные брошюры принимаются по фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактических затрат, связанных с ее производством.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, по дебету счета 20 "Основное производство" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. По кредиту счета 20 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг.
Таким образом, формирование затрат (с учетом как собственных затрат, так и стоимости услуг, приобретенных со стороны) по разработке нормативов производится на счете 20 "Основное производство", где отражается стоимость оприходованных из типографии брошюр в соответствии с накладной. В аналитическом учете эти затраты выделяют на отдельный субсчет по данному виду деятельности.
При учете готовой продукции следует руководствоваться ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. N 119н. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) организации, частью которых является готовая продукция.
МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 6 ПБУ 5/01). При изготовлении МПЗ самой организацией их себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов (п. 7 ПБУ 5/01).
Содержание операций | Дебет | Кредит |
Отражены затраты на производство готовой продукции, произведенные за текущий месяц, в т.ч. затраты по изготовлению брошюр в типографии, материалы, необходимые для процесса разработки нормативов, зарплата, амортизация и т.п. |
20 | 02, 10, 60 70, 69 и др. |
Учтен НДС по счетам-фактурам типографии, других поставщиков материалов | 19 | 60 |
Оплачены услуги типографии согласно договору (заказу) | 60 | 51 |
Отражен НДС к зачету по услугам типографии | 68 | 19 |
Оприходована готовая продукция по фактической производственной себестои- мости |
43 | 20 |
Признана выручка от продажи продукции согласно накладной на сторону | 62 | 90-1 |
Начислен НДС с выручки от реализации продукции (счет-фактура с выделенным НДС) |
90-3 | 68 |
Списана себестоимость проданной продукции | 90-2 | 43 |
Выявлен финансовый результат | 90-9 | 99 |
При оформлении отгрузки брошюр необходимо руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании соответствующих первичных учетных документов-накладных. Можно использовать типовую форму N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" (утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а).
При оформлении отгрузки брошюр возможно использование и товарной накладной (форма N ТОРГ-12), утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. N 132, которая согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций (общие) применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.
В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, продажу брошюр можно оформить одним из приведенных видов накладных, а также счет-фактурой.
Л. Жадан,
ведущий консультант Консалтинговой группы Руна
16 ноября 2005 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71