Что-то особенное...
Новые особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены Минфином России*(1).
Их появление - ожидаемая реакция на решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04, которым прежний порядок регистрации был признан не вполне соответствующим закону*(2).
Однако и новый порядок оставляет немало вопросов.
Минфин России постарался "замаскировать" проблему двойного учета крупнейших налогоплательщиков. Если раньше такое лицо снималось с учета в налоговой инспекции по месту своего нахождения и передавалось на учет в специализированную межрегиональную или межрайонную инспекцию, то согласно новым правилам территориальная инспекция передает в специализированную только копии документов из учетного дела крупнейшего налогоплательщика. Она же взаимодействует со всеми другими налоговыми органами по вопросам дополнительной регистрации по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств крупнейшего налогоплательщика, координирует информационные потоки, направляет данные о налогоплательщике в специализированную инспекцию.
Таким образом, регистрация крупнейшего налогоплательщика по месту его нахождения признается основной, как это и предусмотрено НК РФ, а регистрация в качестве крупнейшего налогоплательщика - дополнительной. Причем такая дополнительная регистрация может быть проведена и в самой территориальной инспекции (см. п. 6 приказа), превращаясь тем самым в сугубо формальный акт извещения налогоплательщика о том, что он отнесен к категории крупнейших.
Дополнительная регистрация не может порождать какие-либо дополнительные обязанности налогоплательщика, например обязанность подавать отчетность не в один, а в два адреса и др. Однако до сих пор ФНС России не привела существующую систему администрирования крупнейших налогоплательщиков в соответствие с НК РФ и приказом Минфина России.
Крупнейшие налогоплательщики по-прежнему принуждаются к сдаче отчетности в специализированные инспекции, а не в инспекции по месту нахождения налогоплательщика. Межрегиональные инспекции по-прежнему самостоятельно назначают и проводят налоговые проверки, исключая из этого процесса территориальные налоговые органы, хотя их полномочия по налоговому контролю более чем спорны.
"Налоговед" уже обращался к проблеме налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков*(3).
В этом номере новые аспекты проблемы поднимаются в статье Е. Овчаровой "Незаконность создания межрегиональных налоговых инспекций по крупнейшим налогоплательщикам".
Наше постоянное внимание к этой проблеме направлено на то, чтобы найти законный, разумный, обоснованный способ эффективно контролировать крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающий реальный баланс интересов промышленников и бюджета.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
главный редактор, член Президиума Российской
ассоциации налогового права, канд. юрид. наук
"Налоговед", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: приказ от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков"
*(2) См.: Налоговед. 2005. N 3. C. 2-3.
*(3) См.: Налоговед. 2004. N 5, 6, 11; 2005. N 3, 5, 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914