"1С:Предприятие 7.7" в агропромышленном комплексе
См. Консультации для пользователей систем автоматизации бухучета "1С"
Агропромышленный комплекс Тульской области (АПК) состоит из более сотни крупных хозяйств-товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности, более двухсот фермерских и личных подсобных хозяйств, а также большого количества сельских производственных кооперативов. Предприятия комплекса специализируются на выращивании зерна, сахарной свеклы, картофеля, других овощей, плодов и ягод, мясном и молочном животноводстве, свиноводстве и птицеводстве. Область находится в зоне рискованного земледелия и занимает 33-е место в России по производству сельскохозяйственной продукции.
Проводником государственной аграрной политики в Тульской области является департамент сельского хозяйства. Сфера деятельности департамента включает составление прогнозов по развитию АПК, разработку предложений по основным направлениям аграрной политики, по совершенствованию организационной, финансово-экономической и нормативной правовой базы управления, а также по структурной перестройке АПК. Кроме того, департамент организует внедрение бухгалтерского учета на предприятиях отрасли, выполняет в установленном порядке сбор, обработку и анализ всех видов отчетности.
В настоящее время департамент принимает сводные отчеты по более 530 организациям. В их число входят 24 районных управления по агропромышленному комплексу, формирующие сводные отчеты на основании данных, полученных от 405 сельскохозяйственных организаций, 50 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и примерно 30 предприятий сервисной службы, а также 25 бюджетных учреждений - районных станций по борьбе с болезнями животных.
Для автоматизации ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности в департаменте сельского хозяйства и его подведомственных организациях были внедрены программные продукты "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений" сетевая версия, "1С:Зарплата и Кадры 7.7." и "1С:Свод отчетов для сельскохозяйственных предприятий" системы программ "1С:Предприятие".
Внедрением программных продуктов занимались специалисты фирмы "Гильдия консультантов" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по бюджетному учету, г. Тула) при активном участии руководства и сотрудников бюджетных учреждений. В результате проделанной работы была создана система представления отчетности областному департаменту сельского хозяйства от совместных производственных комплексов (СПК) через районные управления по АПК. В рамках проекта автоматизации учебный центр оказывал подведомственным сельскохозяйственным предприятиям услуги по сбору первичной информации и вводу данных в программу "1С:Свод отчетов для сельскохозяйственных предприятий".
В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.04 г. N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" все бюджетные учреждения в период с 1 января по 1 октября 2005 г. должны были перейти на новый План счетов бюджетного учета и единую методологию учета как по исполнению бюджетов, так и по ведению бухгалтерского учета.
Успешное завершение проекта автоматизации департамента сельского хозяйства и подведомственных организаций предопределило выбор фирмы "Гильдия консультантов" в качестве исполнителя работ по переходу к ведению учета по новым правилам. В рамках нового проекта автоматизации предстояло перевести на новый План счетов бюджетного учета бюджетные учреждения АПК Тульской области, в том числе 25 районных станций по борьбе с болезнями животных.
Важно отметить, что ранее многие, особенно небольшие, бюджетные учреждения области вели учет вручную или использовали для ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности обычные офисные программы. Теперь, после вступления в силу приказа N 70н, сложность ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях возросла настолько, что вести его вручную, без автоматизации, стало практически невозможно. С данным обстоятельством связана еще одна трудность перевода учреждений департамента на новый План счетов. Задачу по переводу требовалось решать комплексно и в сжатые сроки по всем учреждениям подведомственной структуры, при этом некоторые из них не были автоматизированы.
В качестве единого решения для всех подотчетных учреждений была выбрана конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, ред. 5" на платформе "1С:Предприятие 7.7". Данный программный продукт разработан в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и инструкций Минфина России и представляет собой готовое методическое решение для ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в соответствии с текущим законодательством Российской Федерации.
В октябре 2004 г. специалисты "Гильдии консультантов" совместно с департаментом сельского хозяйства провели для бюджетных учреждений, подотчетных департаменту, специализированный семинар-совещание по переходу на новый План счетов. Руководители и представители бухгалтерских служб учреждений заказчика получили на семинаре представление о причинах перехода на новый План счетов, о трудностях переходного периода, а также о необходимости планирования работ по переходу. По итогам семинара-совещания была сформирована рабочая группа, состоящая из представителей заказчика и исполнителя, которая провела обследование всех организаций, выявила их потребности в технике и программном обеспечении и составила четкий план перехода подотчетных учреждений на новый План счетов с указанием сроков и ответственных лиц.
На первом этапе переходного периода была выполнена инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Для каждого объекта учета в инвентаризационных ведомостях были вписаны счет нового Плана счетов и код по классификатору ОКОФ. Были также оприходованы выявленные излишки или списаны недостачи, выделены малоценные предметы (МП), переходящие в группу основных средств. МП стоимостью до 1000 руб. были списаны на счет 401.03 и одновременно отнесены на забалансовый счет. В учетной политике был определен метод присвоения инвентарных номеров для основных средств, выделены МП, переходящие в материалы, проведена инвентаризация дебиторов/кредиторов, списаны по возможности задолженности с истекшим сроком давности, определены новые счета учета для старых дебиторско-кредиторских счетов. В процессе пусконаладочных работ в новую программу были введены данные конкретных учреждений, что в свою очередь позволило сформировать отчетность за 6 месяцев текущего года уже по новой инструкции.
В рамках направления "1С:Консалтинг" для работников учреждений заказчика была разработана учетная политика, предполагающая использование внебюджетных источников финансирования, например от предпринимательской деятельности. Из специалистов "Гильдии консультантов" была также подготовлена мобильная группа, которая выезжает в районы для оказания помощи в ведении бухгалтерского учета согласно новой инструкции непосредственно на рабочих местах заказчика.
Благодаря слаженной совместной работе руководства департамента сельского хозяйства и специалистов фирмы "Гильдия консультантов" переход подведомственных департаменту бюджетных учреждений на новый План счетов удалось завершить примерно за два месяца. В результате проделанной работы автоматизировано 107 рабочих мест, новая редакция 5 "1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений" внедрена в департаменте сельского хозяйства и в 25 подведомственных ему ветеринарных станциях. При этом 14 из них автоматизированы впервые, а 11 переведены с предыдущих однопользовательских версий системы на новые сетевые.
В итоге департамент сельского хозяйства Тульской области и все его подведомственные учреждения выполнили требования инструкции по бюджетному учету в положенные сроки и в полном объеме.
Следует отметить, что в настоящее время в АПК Тульской области автоматизируют ведение учета не только бюджетные учреждения, но и сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства. Сегодня "Гильдия консультантов" внедряет конфигурацию "1С:Сельскохозяйственное предприятие. Бухгалтерский учет" системы программ "1С:Предприятие 7.7" в 25 СПК и на четырех молокозаводах. Работы по внедрению, доработке и совершенствованию бухгалтерского учета и всех видов отчетности на сельскохозяйственных предприятиях Тульской области будут продолжены.
Л. Елатонцева,
1с:франчайзи "Гильдия Консультантов", г. Тула
Контактный телефон (0872) 26-14-64
"Финансовая газета", N 47, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71