Эффективный электронный бизнес
В настоящее время трудно представить себе эффективно функционирующий бизнес, не имеющий своего торгового представительства в Интернете. Бизнесмен, осознанно пренебрегающий виртуальной торговлей, сам отказывается от дополнительной прибыли. На самом деле, многим постоянным пользователям Всемирной паутины гораздо проще заглянуть на веб-сайт и сделать все необходимые покупки, чем часами ходить по городу в надежде найти необходимые товары. Согласно статистике за 2004 г. темпы роста электронной торговли в России составили около 40%, а совокупный товарооборот превысил 1 млрд долл. Специалисты предполагают, что темпы роста не только не замедлятся, но и, напротив, возрастут, а Интернет-магазины с каждым днем будут становиться все более значимыми участниками современных экономических процессов.
Итак, каким же должен быть хороший Интернет-магазин? Как добиться того, чтобы он стал функциональным звеном торговой системы, приносил прибыль и положительно влиял на имидж компании? Секрет прост: электронная торговая точка должна быть производительной, функциональной и удобной в эксплуатации. Кроме того, она должна быть посещаемой. Рассмотрим каждый из перечисленных параметров.
Под производительностью подразумевается возможность электронного магазина обслуживать как можно больше посетителей. Проводя аналогию с физическими торговыми точками, его можно сравнить с огромным супермаркетом. Разумеется, при прочих равных условиях супермаркет будет приносить более высокую прибыль. Для повышения производительности Интернет-магазина необходимо, чтобы сервер, на котором он расположен, был максимально устойчив к нагрузкам, а программное обеспечение, использованное при построении виртуальной торговой точки, максимально надежным. Идеальный электронный магазин должен функционировать 24 часа в сутки, чтобы любой пользователь из любой точки мира мог воспользоваться его услугами в наиболее удобное для него время.
Функциональность Интернет-магазина определяется набором инструментов, поступающих в арсенал его владельца и отвечающих как за формирование и поддержание товарного ассортимента в актуальном состоянии, так и за возможность его демонстрации конечному посетителю. Например, специальные программные средства позволяют фильтровать товары по характеристикам, брендам, ценам. В высокофункциональном Интернет-магазине любой покупатель сможет подобрать именно тот товар, который наиболее подходит ему как по цене, так и по его специфическим особенностям. Функциональность электронной торговой точки обусловливает те усилия, которые должен приложить покупатель для того, чтобы выбрать нужный товар. Разумеется, она напрямую зависит от программного обеспечения, на основе которого он построен.
Наконец, электронный магазин должен быть максимально прост и удобен в эксплуатации для его владельца. Обновление товарного ассортимента, размещение подробных описаний и фотографий товаров, организация статистики - все эти операции должны выполняться с помощью предоставляемого системой инструментария, управление не должно вызывать никаких сложностей. При выборе программного обеспечения крайне важно обратить особое внимание на предлагаемую реализацию панели управления, чтобы в дальнейшем при управлении магазином не приходилось постоянно обращаться к компьютерному специалисту. Разумеется, в некоторых случаях без вмешательства специалиста не обойтись, но все рядовые операции по управлению магазином должны быть доступны любому квалифицированному пользователю персонального компьютера.
Кроме того, удобство управления магазином, особенно магазином крупным, напрямую определяется тем, насколько он адаптирован под национальную специфику ведения учета. В России, как известно, наиболее распространенным является решение, предлагаемое фирмой "1С" - "1С:Предприятие", поэтому в целях достижения максимальной отдачи Интернет-магазин должен быть оптимизирован для эффективного взаимодействия с данным программным продуктом. Наиболее развитые системы управления электронными магазинами позволяют управлять сетевыми торговыми точками непосредственно из среды "1С". Благодаря этому любая организация, использующая пакет "1С:Предприятие", получает возможность превратить его в полнофункциональную систему для управления всеми торговыми процессами.
Однако даже максимально мощный, функциональный и простой в эксплуатации Интернет-магазин не будет работать с максимальной отдачей в том случае, если покупатели его не посещают или посещают, но не те. Не секрет, что основная масса заинтересованных покупателей приходит в электронные торговые точки из поисковых машин. Следовательно, для наиболее эффективного функционирования программное обеспечение, на основе которого строится Интернет-магазин, должно представлять весь спектр возможностей для поисковой оптимизации: чем выше электронная торговая площадка поднимется в поисковых системах по актуальным для компании запросам, тем больше на ее сайте будет целевых посетителей - посетителей, готовых приобрести товар.
Эффективно работающий Интернет-магазин, построенный на основе оптимальной системы управления, обладает рядом преимуществ по сравнению с физической торговой точкой. Во-первых, электронный магазин может работать круглые сутки, без перерывов и выходных. Во-вторых, в подавляющем большинстве случаев издержки на его содержание существенно уступают издержкам магазина "реального сектора" аналогичных масштабов. В-третьих, стартовые вложения в Интернет-бизнес также во многих случаях значительно ниже. Немаловажной деталью является и то, что для открытия Интернет-магазина не нужно проходить утомительную процедуру сбора разнообразных бумаг и лицензий.
Таким образом, открывая Интернет-магазин, можно получить инструмент, способный с минимальными затратами приносить дополнительную прибыль. Конечно, для его эффективной работы необходимо возвести конструкцию на базе профессионального программного обеспечения. Поэтому следует выбирать ту систему управления магазином, которая поможет создать эффективную торговую точку, способную без всякого риска использовать преимущества виртуальной реализации.
А. Милованов,
генеральный директор компании "Онлайн Систем Групп"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71