Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Настоящий проект федерального закона подготовлен в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" для Республики Коми определены 52 должности мировых судей и соответствующее им количество судебных участков.
Проведенный анализ деятельности мировых судей в Республике Коми показал, что с момента назначения с сентября 2000 года и по настоящее время происходит увеличение нагрузки на мировых судей, что негативно сказывается на качестве и сроках рассмотрения дел, ограничивает доступ населения и организаций к судебной защите своих прав и законных интересов.
Значительно увеличили нагрузку на мировых судей вступившие с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми к подсудности мировых судей дополнительно отнесены 25 составов уголовных преступлений и 196 составов административных правонарушений.
Служебная нагрузка судей федеральных судов (192 должности) и мировых судей в Республике Коми (52 штатные единицы) за 2004 год характеризуется следующим образом:
категория дел | судьи районных (городских) судов |
мировые судьи |
гражданские | 20 830 | 45 418 |
уголовные | 5 795 | 3 241 |
административные | 3 798 | 27 535 |
По итогам работы за 2004 год мировыми судьями в Республике Коми рассмотрено:
- гражданских дел - 68,5%,
- уголовных дел - 35,8%,
- дел об административных правонарушениях - 87,8%.
Таким образом, в 2004 году средняя нагрузка по количеству рассматриваемых дел существенно превысила среднероссийские показатели и составила 160 дел в месяц на одного судью (103,4 дела в 2002 году). Значительно превышается этот показатель на отдельных судебных участках (Куратовский судебный участок города Сыктывкара - 319,4 дела, Горный судебный участок города Воркуты - 300,4 дела, Кутузовский судебный участок города Сыктывкара - 255,2 дела и т.д.).
Следует также учитывать, что Республика Коми является северной территорией со сложными климатическими условиями и занимает 416,8 тыс. кв. км. Территории отдельных административных районов, в пределах которых находится один судебный участок, настолько велики, что превышают территорию отдельных субъектов Российской Федерации. Так, площадь Белгородской области занимает 27,1 тыс. кв. км, а площадь Усть-Цилемского района республики - 42,5 тыс. кв. км, Троицко-Печорского района - 40,7 тыс. кв. км, Удорского района - 35,8 тыс. кв. км. Большая удаленность населенных пунктов от районных и городских центров, отсутствие устойчивого транспортного сообщения между ними значительно ограничивают права граждан на судебную защиту.
Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что судебные участки создаются из расчета численности населения на одном судебном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Закон Республики Коми "О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Коми" принят с учетом названного критерия расчета количества судебных участков и должностей мировых судей. При этом использовался средний показатель численности населения на одном судебном участке, равный 22,5 тыс. человек.
Вместе с тем установленное федеральным законом количество мировых судей для Республики Коми не позволило соблюсти установленный критерий, и в результате в Усть-Куломском районе Республики Коми количество проживающего населения превышает установленный верхний предел - 30 тыс. человек и составляет 32,1 тыс. человек.
Очень серьезно осложнил ситуацию принятый 30 ноября 2004 года Федеральный закон N 142-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", который установил, что в случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка.
С учетом длительности северных отпусков, временной нетрудоспособности по болезни, прекращения полномочий мировые судьи практически постоянно несут двойную нагрузку. Например, в период с 2001 года по 2004 год четверо мировых судей в течение 1,5 лет не осуществляли свои полномочия, так как находились в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, за этот период 25 мировых судей прекратили полномочия в связи с переходом в федеральные суды и на другие места работы. Причем периоды с момента исключения мирового судьи из штата и назначения нового судьи составляют от четырех месяцев до одного года.
Большая удаленность населенных пунктов от районных и городских центров, отсутствие устойчивого транспортного сообщения между ними значительно ограничивают права граждан на судебную защиту, особенно в осенне-весенний периоды. Например, расстояние между селом Окунев Нос Усть-Цилемского района и районным центром составляет 156 км, численность населения села Окунев Нос с подчиненной ему территорией (села Хабариха, Мыза, Уег, Бугаево, Крестовка, Медвежка, Новый Бор, Харъяга, Леждуг и т.д.) составляет более 3 тысяч человек, организовано сообщение автомобильным и водным транспортом, однако, в период половодья реки Печоры происходит внутренняя изоляция населенных пунктов на период до двух месяцев. В Троицко-Печорском районе между районным центром и селом Митрофан- Дикост с подчиненной ему территорией (население более 2 тысяч человек) организовано автобусное сообщение один раз в неделю, причем только в зимний период по зимнику, в летние месяцы из-за отсутствия транспортных магистралей расстояние между населенными пунктами увеличивается и достигает 250 км.
Таким образом, передача дел для рассмотрения на другой судебный участок другого района республики с аналогичными природно-климатическими условиями, территориальной удаленностью и значительными расстояниями не может быть допустимой согласно принципу свободного доступа к правосудию, нарушает конституционные права и свободы участников судопроизводства.
Увеличение числа мировых судей и количества судебных участков в Республике Коми с 52 до 67 позволит в значительной мере устранить имеющиеся проблемы.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в сумме 6 764 227,80 рублей в год согласно финансово-экономическому обоснованию.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на содержание 67 (с учетом 15 дополнительных должностей мировых судей) произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" и включает: должностной оклад; доплаты за квалификационный класс, особые условия труда, выслугу лет, сложность и напряженность в работе; премии по итогам работы за квартал и год; материальную помощь; компенсацию взамен санаторно-курортного лечения; оплату проезда к месту отдыха и обратно; расходы на медицинское обслуживание.
Должностной оклад мирового судьи - 6155,59 руб. в месяц.
Доплата за квалификационный класс - 17%
6155,59 руб. х 0,17 = 1046,45 руб.
Доплата за особые условия труда - 50%.
Доплата за выслугу лет - (должностной оклад + доплата за квалификационный класс) х 6/12 мес.
(6155,59 руб. + 1046, 45 руб.) х 6/12 = 3601,02 руб.
Доплата за сложность и напряженность в работе - должностной оклад в год или 8,33% в месяц
6155,59 руб. х 0,0833 = 510,60 руб.
Премии по итогам работы - (должностной оклад + доплата за квалификационный класс) х 5/12 мес.
(6155,59 руб. + 1046,45 руб.) х 5/12 = 3000,85 руб.
Фонд оплаты труда формируется с учетом процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 60% и районного коэффициента 30%
(6155,59 + 1046,45 + 3601,02 + 3077,79 + 510,60 + 3000,85) х 90% = 15653,07 руб.
Итого за месяц:
(6155,59 + 1046,45 + 3601,02 + 1077,79 + 510,60 + 3000,85) + 15653,07 = 33045,37 руб.
Материальная помощь - (должностной оклад + доплата за квалификационный класс) х 2
(6155,59 руб. + 1046,45 руб.) х 2 = 14404,08 руб.
Компенсация взамен санаторно-курортного лечения - 25000,00 руб.
Оплата проезда к месту отдыха и обратно - 15000 руб.
Итого расходов на одного мирового судью в год: 33045,37 руб. х 12 мес. + 14404,08 руб. + 25000 руб. + 15000 руб. = 450948,52 руб.
Содержание 67 мировых судей в год за счет федерального бюджета - 30213550,84 руб., в том числе дополнительных 15 мировых судей - 6764227,80 руб.
Справка
о состоянии федерального законодательства, регулирующего деятельность института мировых судей в Российской Федерации
Деятельность мировых судей в Российской Федерации в настоящее время регламентирована:
1) Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в редакции федеральных конституционных законов от 15 декабря 2001 года N 5-ФКЗ, от 4 июля 2003 года N 3-ФКЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1; 2001, N 51, ст. 4825; 2003, N 27, ст. 2698);
2) Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в редакции федеральных законов от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ, от 30 ноября 2004 года N 142-ФЗ, от 30 ноября 2004 года N 144-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 25, ст. 2481);
3) Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", в редакции федеральных законов от 12 февраля 2001 года N 6-ФЗ, от 9 июля 2002 года N 80-ФЗ, от 27 мая 2003 года N 60-ФЗ, от 17 марта 2004 года N 13-ФЗ, от 28 июля 2004 года N 91-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 1, ст. 1; 2001, N 7, ст. 611; 2002, N 28, ст. 2784; 2003, N 22, ст. 2065; 2004, N 12, ст. 1034; N 31, ст. 3227).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.