Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
С середины 2002 года, с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и при отсутствии многих методов обеспечения производства по административным делам, создались условия для резкого снижения дисциплины водителей. Именно за последние три года по России резко возросло количество дорожно-транспортных происшествий. Только в 2004 году совершено 208,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий в которых погибло 34,5 тысячи и ранено 251,3 тысячи человек.
В текущем году эти показатели не уменьшаются.
Основной причиной высокого уровня аварийности, резкого снижения дисциплины участников дорожного движения и агрессивного поведения водителей на дорогах явилось отсутствие в Кодексе нормы обеспечения делопроизводства в виде изъятия водительского удостоверения до исполнения решения по делу. При этом, как следствие, основной принцип неотвратимости наказания стал не эффективным, взыскание наложенных штрафов в целом по стране снизился с 98 до 40% и в течении 2003-2004 года появилась практика уклонения привлеченных к административной ответственности лиц от уплаты штрафов символических размеров.
Основная цель законопроекта - приведение отдельных положений Кодекса в соответствие с требованиями, предъявляемыми к кодифицированным нормативным правовым актам, устранение существенных внутренних противоречий данного документа, усиление ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения.
С целью снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры дорожного движения законопроектом предлагается внести ряд изменений в Кодекс:
1) увеличить размер административных штрафов за нарушение следующих правил:
за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1);
за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а также за установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (12.2);
за управление транспортным средством без документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (статья 12.3);
за установку и использование на транспортном средстве специальных световых и звуковых сигналов (статья 12.4);
за нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами (статья 12.6);
за превышение установленной скорости движения (статья 12.9);
за нарушение проезда железнодорожных переездов (статья 12.10);
за проезд на запрещающий сигнал светофора (статья 12.12);
за нарушение правил проезда перекрестков (статья 12.13);
за нарушение правил маневрирования (статья 12.14);
за нарушение Правил дорожного движения, связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (статья 12.15);
за нарушение требований дорожных знаков или разметки (статья 12.16);
за не предоставление преимущества в движении (статьи 12.17 и 12.18);
за нарушение правил остановки и стоянки (статья 12.19);
за нарушение правил пользования световыми и звуковыми приборами (статья 12.20);
за невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства (статья 12.25);
за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (статья 12.26).
2) внести административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством за следующие нарушения:
за установку на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков (знака) или за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (знаком) (12.2);
за проезд на запрещающий сигнал светофора (статья 12.12);
за невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (статья 12.25);
В действующем КоАП РФ отсутствует административная ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортным средством и находящимся в состоянии опьянения. Грубое нарушение Правил дорожного движения осталось без внимания и введение состава этого правонарушения в статью 12.7 КоАП РФ продиктовано необходимостью.
Введение ответственности за систематическое нарушение Правил дорожного движения продиктовано временем и сложившейся ситуацией на дорогах России. Аналогичная ответственность установлена в подавляющем большинстве зарубежных стран, в т.ч. в Великобритании, Франции, Швеции, Канаде, Германии, США, Японии и др.
В настоящее время на практике в подавляющем большинстве случаев при фиксации административного проступка с помощью специальных технических средств или средств фото- видеозаписи установить и привлечь нарушителя Правил дорожного движения к ответственности не предоставляется возможным. Однако учитывая, что административный деликт причиняет ущерб охраняемым законом интересам гражданина, государства и общества, представляется обоснованным предусмотреть возможность назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа в отношении владельца транспортного средства.
Принятие законопроекта будет способствовать соблюдению Правил дорожного движения и, как следствие, повышению безопасности дорожного движения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и более чем в два раза увеличит поступление в федеральный бюджет средств от наложенных штрафов в области дорожного движения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.