Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Целью настоящего законопроекта является устранение неопределенности в вопросах страхования жизни и здоровья членов экипажа морского судна. Необходимость внесения изменения в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации вызвана участившимися случаями тяжелых катастроф на море. В 2004 году на Дальнем Востоке потерпели катастрофу более 30 морских судов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа судна. Но у правоприменителей нет единого мнения по вопросу правовой природы указанного вида страхования, что влечет за собой, в лучшем случае, формальный подход судовладельцев к страхованию. По информации страховщиков, большинство владельцев мелких компаний страхуют жизнь и здоровье всего экипажа на одну тысячу рублей. И в случае смерти моряка его семья получит не более десяти(!) рублей компенсации. В то же время такие предприятия, как ЗАО "Акрос" устанавливают страховые суммы до 40000 долларов США, ООО "Пелагиаль" - до 20000 долларов США.
В ряде случаев судовладельцы вообще не заключают договоры страхования экипажей, считая, что статья 60 Кодекса торгового мореплавания РФ предусматривает страхование по Федеральному закону "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
При обращении в суд с исками о взыскании страхового возмещения судьи отказывают родственникам погибших в море членов экипажей в удовлетворении их требований, ссылаясь на неурегулированность вопросов относительно порядка осуществления данного вида страхования. В частности, именно по этому основанию городской суд г. Петропавловска-Камчатского отказал в удовлетворении таких требований родственникам членов экипажа, погибших 18 июля 2004 года в результате кораблекрушения МРС-150-002.
Предлагаемая авторами законопроекта норма сконструирована по аналогии со статьей 132 Воздушного кодекса Российской Федерации, которой на владельцев воздушного судна возложена обязанность по страхованию жизни и здоровья членов экипажа и определена страховая сумма на каждого члена экипажа в размере не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда. Но в отличие от Воздушного кодекса РФ в данном законопроекте предлагается установить страховую сумму в размере не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда в случае смерти или полной утраты трудоспособности, в случае иного повреждения здоровья - страховая сумма устанавливается пропорционально степени утраты трудоспособности, что согласуются с процентом выживаемости в случае аварий в воздухе и на море.
В случае установления страховой суммы в размере одной тысячи минимальных размеров оплаты труда при заключении договора страхования судовладелец понесет незначительные расходы, выплачивая страховую премию в сумме не более 2000 рублей за одного члена экипажа (пример: стандартный коллективный договор Международной федерации транспортников для рыболовных судов под удобным флагом предусматривает ставку компенсации в сумме не менее 120000 долларов США, причем компенсация выплачивается независимо от степени потери общей трудоспособности, если в результате травмы утрачена профессиональная трудоспособность).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не требуется признание утратившими силу, приостановление или принятие каких-либо актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.