Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 43, 47, 62 и 99-101 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Одной из основных целей по структурному реформированию железнодорожного транспорта является снижение совокупных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и повышение доступности железнодорожного транспорта. Для достижения поставленной цели на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить реализацию такого принципа как совершенствование тарифной политики.
Практика применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) показала, что ряд норм Устава не соответствуют принципу равенства участников гражданского оборота, установленному Гражданским кодексом Российской Федерации, поскольку предоставляют перевозчику значительно больше прав по сравнению с пользователем услуг.
В частности, предоставление вагонов является услугой, которую перевозчик оказывает грузополучателю (грузоотправителю) за установленную плату.
Плата за пользование вагонами в настоящее время установлена не в твердом размере, а дифференцирована в зависимости от рода вагонов, времени пользования и величины суточного вагонооборота подъездного пути грузоотправителя (грузополучателя), что полностью соответствует современным взаимоотношениям хозяйствующих субъектов.
Размер платы прямо пропорционален времени нахождения вагонов на подъездном пути грузополучателя, грузоотправителя - плата возрастает с увеличением времени пользования вагонами. Соответственно в механизм начисления платы уже изначально заложена материальная заинтересованность грузоотправителя (грузополучателя) в возврате вагонов в наиболее короткий срок.
Однако, применение норм статьи 62 Устава на практике приводит к тому, что перевозчики взамен провозной платы начисляют штрафы, которые многократно превышают размер провозной платы, и денежная сумма полученная перевозчиком, становится несоразмерной стоимости услуги. При этом плата за пользование вагонами как мера ответственности совпадает с санкциями за задержку вагонов, контейнеров (ст. 99 - 101 Устава) и по этой причине лишена смысла. Любое нарушение сроков оборота вагонов контейнеров должно трактоваться только как задержка транспортных средств. Правило о возможности удвоения платы за пользование вагонами (ст. 43 Устава) дублирует указанные санкции, приводит к двусмысленности толкования Устава, противоречат началам гражданского законодательства (подробнее см.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (Книга 4). М.: "Статут", 2003. С. 425-427).
Таким образом, уплата грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожного пути необщего пользования вышеуказанных штрафов способствует увеличению транспортной составляющей в затратах производителей на производство продукции, увеличению стоимости товаров (работ, услуг), что в свою очередь приводит к росту инфляционных процессов, снижает привлекательность, доступность железнодорожного транспорта и, в конечном итоге, не позволяет достигнуть основную цель структурных преобразований на железнодорожном транспорте: снижение совокупных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом, совершенствование тарифной политики.
Концепция законопроекта направлена на решение названных проблем.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 43, 47, 62 и 99-101 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 43, 47, 62 и 99-101 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 43, 47, 62 и 99-101 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 43, 47, 62 и 99-101 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует внесения в законодательные акты изменений и дополнений, а также признания их утратившими силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.