Заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей
на проект федерального закона N 211449-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" - вносит Правительство Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и считает необходимым остановиться на следующих позициях.
Первое. Сокращение доходов и расходов Фонда по сравнению с бюджетом 2005 года.
Доходы и расходы Фонда предполагается уменьшить на 5,3 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами планируется тоже в объеме 5,3 млрд. рублей. Но эти цифры не окончательные. Они будут скорректированы в результате определения объема средств, которые должны быть перечислены в бюджет Фонда из федерального бюджета на оказание услуг отдельным льготным категориям граждан, которые примут решение в следующем году воспользоваться "социальным пакетом". Процесс этот завершится в ноябре текущего года.
На уменьшении доходов и расходов Фонда может сказаться сокращение на 0,3 % той части ставки Единого социального налога, которая направляется в бюджет Фонда социального страхования, что снизит его доходы на 16 млрд. рублей. Соответствующий проект федерального закона о внесении изменения в статью 241 Налогового кодекса в Государственную Думу внесен.
Частично покрыть это сокращение позволяют внутренние резервы Фонда:
- уменьшение по сравнению с 2005 годом на 8,2 млрд. рублей расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности (за счет переноса финансирования первых двух дней нетрудоспособности на работодателя);
- сокращение за счет корректировки численности получателей пособий на 1,6 млн. рублей затрат на выплату пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком;
- уменьшение на 1.0 млрд. рублей ежемесячных выплат в связи с несчастными случаями на производстве;
На 0,3% планируется увеличить ставку Единого социального налога, который зачисляется в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
Комитет допускает, что это решение Правительства Российской Федерации было обоснованно. Однако в официальных документах эти обоснования не приведены.
Комитет отмечает, что эти средства для Фонда социального страхования не лишние. Часть их можно и нужно было использовать, в частности, на отмену предельной суммы пособия по беременности и родам, существенное повышение размеров пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, увеличения ассигнований на отдых и оздоровление детей.
Комитет по делам женщин, семьи и детей не может полностью согласиться в этим предложением Правительства Российской Федерации и считает, что ставку Единого социального налога, которая направляется в Бюджет Фонда социального страхования сокращать не следует.
Второе. Финансирование пособий в связи с материнством и детством
Объемы финансирования
вопросов социальной поддержки материнства и детства в проекте
федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2006 год" (в сравнении с 2005 годом)
N | Наименование вида расходов |
2005 г. (закон) |
2006 г. (проект) |
Увеличение или уменьшение (-) 2006 г. к 2005 г |
Источники финансирования указанных видов расходов |
1. | Единовременное пособие при рождении ребенка (млрд. рублей) |
9,24 | 11.44 (увеличение размера с 6 до 8 тыс. рублей) |
+2,20 | Фонд социального страхования Российской Федерации |
2. | Пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (млрд. руб.) |
6,24 | 8.62 (увеличение размера с 500 до 700 руб.) |
+ 2.38 | Фонд социального страхования Российской Федерации |
3. | Пособия по беременности и родам (млрд. рублей) |
16.46 ("потолок" - 12480 рублей) |
15.87 ("потолок" - 15000 рублей) |
-0.59 | Фонд социального страхования Российской Федерации |
4. | Оздоровление детей и подростков (млрд.руб.) |
12,56 | 13.44 | 0,880 | Фонд социального страхования |
Единовременное пособие при рождении ребенка
С 1 января текущего года размер пособия составляет 6 тысяч рублей.
В этом году Комитетом велась работа с Правительством Российской федерации по вопросу следующего этапа повышения размера этого пособия. Депутатами Государственной Думы был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект, в котором предлагается увеличить размер пособия в следующем году до 8 тыс. рублей. Соответствующие дополнительные средства на реализацию данного предложения в проекте бюджета Фонда социального страхования на 2006 предусмотрены.
Комитет согласен с этим предложением. Вместе с тем Комитет отмечает, что размер этого пособия не соответствует даже стоимости минимального набора товаров для новорожденного (20 тыс. рублей с учетом инфляции) и должен быть существенно увеличен в 2007 и 2008 годах.
Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Функциональное назначение пособия - частично компенсировать работнику, который находятся в отпуске по уходу за ребенком, потерянный заработок.
Сейчас его размер составляет 500 рублей.
Последний раз он повышался 1 января 2002 года. За три с половиной года потребительские цены на товары и тарифы на услуги выросли почти на 40 %. Минимальный размер оплаты труда возрос с 300 до 800 рублей. С 1 мая 2006 года он увеличится до 1100 рублей.
Комитет по делам женщин, семьи и детей считает, что пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является одним из рычагов государственного воздействия на повышение рождаемости. Вместе с тем эффект от этих мер напрямую зависит от его размера.
Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", внесенного Депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой и А.К. Исаевым.
Он направлен на увеличение до 700 рублей размера ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Этот размер определен исходя из возможностей Фонда социального страхования и предусмотрен его бюджетом на 2006 год.
Комитет в целом поддерживает позицию об увеличении размера этого вида пособия. Вместе с тем Комитет считает, что его необходимо повысить в 2006 году хотя бы до минимальной заработной платы, т.е. до 800 рублей. Дополнительные расходы Фонда на это составят 1.1 млрд. рублей.
Пособие по беременности и родам
Размер этого пособия исчисляется в зависимости от заработной платы работника. Однако он имеет предельный размер. Этот "потолок" обосновывается недостатком средств в бюджете Фонда социального страхования.
В 2004 году максимальный размер пособия составлял 11,7 тыс. рублей, в 2005 году - 12.48 тыс. рублей. В 2006 году его планируется установить на уровне 15 тыс. рублей.
Эта позиция отражена в расходах проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год и проекте федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенного Правительством Российской Федерации.
Комитет не может в полной мере согласиться с такой позицией Правительства и предлагает в 2006 поднять этот "потолок" для пособий по беременности и родам до 20 тысяч рублей. В дальнейшем его необходимо отменить.
Третье. Оздоровление детей и подростков
Динамика расходов Фонда на эту статью такова. В 2004 году на оздоровление детей Фондом фактически израсходовано 14 млрд. рублей. В бюджете на 2005 год эта сумма составляет 12,56 млрд. рублей. Вместе с тем федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год" содержит норму, которая позволяет Фонду в случае получения дополнительных доходов направлять их на финансирование отдыха и оздоровления детей". Аналогичная норма содержится и в бюджете 2004 года. Таким образом у Фонда имелись правовые основания увеличить расходы на оздоровление детей.
В проекте же бюджета 2006 года такая норма отсутствует. Это означает, что расходы не смогут увеличиться по сравнению с той суммой, которая будет принята законом. В проекте бюджета на 2006 год ее предлагается установить в объеме 13,44 млрд. рублей, что на 560 млн. рублей меньше даже уровня 2004 года.
Из этого следует, что только для достижения уровня 2004 (по количеству приобретенных путевок) объемы финансирования должны быть увеличены на 1,6 млрд. рублей.
Расчет:
13,44 млрд. руб. + 0,56 млрд. руб. = 14,0 млрд. рублей х 1,075
(индекс инфляции) = 15,05 млрд. рублей.
15,05 - 13,44 = 1,6 млрд. рублей
Анализ расчетов Фонда социального страхования по обоснованию расходов на эти цели показывает, что на эти средства можно оздоровить чуть более 5 млн. детей работающих граждан. Эта численность на протяжении последних трех лет не меняется, поскольку расчеты производятся исходя из возможностей бюджета, а не из потребности. Реально же в оздоровлении нуждаются около 15 млн. детей работающих граждан.
В структуре детей, охваченных организованными формами оздоровления, почти 65 % приходятся на лагеря с дневным пребыванием. Это те же школы, которым выделяются средства на питание из расчета 875 рублей в месяц (примерно 40 рублей в день). 25% детей оздоравливаются в загородных лагерях и только 10% - в санаторных учреждениях.
В последние годы все больше данных, подтверждающих ухудшение состояния здоровья детей. Поэтому его профилактика должна стать основной заботой государства.
Комитет считает, что численность детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления, необходимо существенно увеличить, а также постепенно менять их структуру, отдавая приоритеты оздоровлению в загородных лагерях, домах отдыха и санаториях.
Для того чтобы дополнительно оздоровить в лагерях с дневным пребыванием на полмиллиона детей больше, чем в 2005 году, необходимо еще 490 тыс. рублей.
Расчет: 500 тыс. х 978 (стоимость путевки с учетом инфляции) = 489 млн. рублей
Комитет будет настаивать на увеличении расходов на оздоровление детей в 2006 году на 2,1 млрд. рублей. Они включают 1.6 млрд. рублей - на достижение уровня 2004 года и 490 млн. рублей - на увеличение охвата детей и подростков организованными формами оздоровления.
Кроме того Комитет предлагает восстановить в проекте бюджета Фонда на 2006 год норму, позволяющую направлять на оздоровление детей дополнительные доходы.
С учетом высказанных предложений, которые можно доработать ко второму чтению, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей может поддержать принятие проекта федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.