Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
Федеральным законом от 08 мая 1994 года N 3-Ф3 "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" декларировано право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.
Порядок реализации этого права регламентирован Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (в дальнейшем Закон).
Однако настоящая редакция данного Закона содержит ряд противоречий и пробелов, а отдельные ее положения уже устарели и не соответствует действующему законодательству. Более того, она создает реальные правовые возможности для отказа региональными государственными телерадиокомпаниями (ГТРК) в предоставлении бесплатного эфирного времени депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации.
Одним из оснований для отказа в предоставлении эфирного времени служит то обстоятельство, что согласно части 5 статьи 9 Закона обязанность предоставить возможность выступления распространяется на государственные телепрограммы, которые транслируются по пятому телевизионному каналу. Вместе с тем, только в 10 субъектах РФ государственные региональные телерадиокомпании (дочерние компании ВГТРК) вещают на пятом телевизионном канале, в остальных 79 субъектах РФ государственные региональные телерадиовещательные компании осуществляют трансляцию по другим телевизионным каналам. Законопроектом предлагается исключить данную норму из текста Закона.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" материалы и сообщения учредителя размещаются на бесплатной основе, а сообщения и материалы федеральных органов государственной власти в порядке, установленном Федеральным Законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", вместе с тем названный Закон не определяет порядок финансирования расходов государственных средств массовой информации. Ввиду существующей неопределенности в действующем законодательстве по этому вопросу государственные региональные телерадиокомпании отказываются предоставлять бесплатное эфирное время и предлагают осуществлять трансляцию выступлений депутатов Государственной Думы на коммерческой основе.
Действующим Законом не определен порядок освещения деятельности государственных органов власти, в том числе членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, региональными государственными периодическими печатными изданиями, которые также являются государственными средствами массовой информации и попадают под общий принцип действия Закона.
Кроме того, положения статей Федерального Закона N 3-ФЗ, упоминающих "депутатов Совета Федерации, избираемых по территориальному избирательному округу", не соответствуют действующему законодательству, а именно Федеральному закону (N 133-ФЗ от 05.07.1999), изложившему в новой редакции Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации".
Учитывая все выше изложенное, а также в целях обеспечения принципа унификации действующего законодательства, данным законопроектом предлагается внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Настоящий законопроект, прежде всего, направлен на обеспечение реализации права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации. Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в статьи 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, а также дополнить Закон статьями 9.1 и 9.2.
Изменения, предлагаемые законопроектом в отношении статьей 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14 Закона, имеют своей целью уточнить используемые в данном законе понятия и привести их в соответствие с действующим законодательством.
Согласно вносимым изменениям, субъектами данных правоотношений будут выступать не средства массовой информации (программы, газеты, журналы), как это имеет место в настоящее время, а организации и редакции средств массовой информации, т.е. юридические лица, что соответствует регулируемым правоотношениям.
Законопроектом предлагается при определении таких понятий как "государственные общероссийские организации телерадиовещания", "государственные региональные организации телерадиовещания", "государственные региональные периодические печатные издания", использовать определения, которые даны этим понятиям Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Это не только обеспечит единообразие в правоприменительной практике, но и исчерпывающе определит круг субъектов регулируемых правоотношений.
Законопроектом предлагается включить в Закон норму, согласно которой расходы государственных региональных СМИ, по предоставлению возможности выступления членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы должны быть отнесены на деятельность этих организаций в рамках их бюджетного финансирования.
Законопроектом предусматривается, что члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы имеют право на выступление в государственных региональных средствах массовой информации на бесплатной основе и на равных условиях. Время и периодичность выступлений законопроектом не изменяются. Согласно законопроекту для размещения публикаций в государственных региональных периодических печатных изданиях члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы предоставляется один раз в месяц бесплатная печатная площадь в объеме 1/4 печатной полосы в государственных региональных средствах массовой информации соответствующего субъекта РФ.
Порядок выступлений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях определен соответственно статьями 9.1, 9.2 Законопроекта.
Учитывая то обстоятельство, что государственные региональные средства массовой информации, используя несовершенство действующего законодательства, всячески препятствуют реализации права членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, выступления в государственных средствах массовой информации, в порядке, предусмотренном федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", тем самым фактически отказывая им в возможности общения с избирателями, принятие данного законопроекта представляется целесообразным и своевременным.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"
Изменения, предлагаемые данным законопроектом касаются выступлений депутатов Государственной Думы Российской Федерации и членов Совета Федерации Российской Федерации по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации и не требуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным Законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" расходы на государственную поддержку культуры, кинематографии, телевидения и радиовещания, периодической печати и издательств составляют 38 475 550,5 тыс. рублей, из которых субсидии на телевидение и радиовещание (Рз 08, ПР 03) - 10 918 307,2 тыс. рублей, периодическую печать и издательства (Рз 08, ПР 04) - 347 198,8 тыс. рублей.
Выделяемые средства предназначены для государственной поддержки "ВГТРК", "РИА Новости", "ИТАР-ТАСС", в том числе на обеспечение населения оперативной информацией, телерадиопрограммами, имеющими общественное значение, производство и распространение социально-значимых программ, оказание государственной поддержки периодической печати по расходам на бумагу и типографские работы периодических изданий, учрежденных органами исполнительной и законодательной власти.
Субсидии "ВГТРК" и ее филиалам предоставляются в качестве источника финансового обеспечения деятельности государственного телерадиовещания, в том числе, по наполнению телерадиоэфира программным продуктом и распространению телерадиопрограмм в Российской Федерации и за ее пределами. При этом "ВГТРК" (в пределах учтенных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования) осуществляет в установленном порядке перечисление субсидий на счета своих филиалов.
В федеральном бюджете не оговаривается тематика и количество "программного продукта", "телерадиопрограмм имеющих общественное значение", расходы на бумагу и типографские работы. Эти параметры региональные средства массовой информации определяют самостоятельно, соответственно объему финансирования.
Выступления депутатов Государственной Думы Российской Федерации и членов Совета Федерации Российской Федерации по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации имеют своей целью обеспечить население оперативной информацией, имеющей общественное значение. Следовательно, расходы государственных региональных СМИ, по предоставлению возможности выступления членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы могут быть отнесены на деятельность этих организаций в рамках их бюджетного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.