Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по экологии от 7 октября 2005 г. N 56-1 по проекту федерального закона N 175630-4
"О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами"
Комитет Государственной Думы по экологии рассмотрел проект федерального закона N 175630-4 "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами", внесенный Президентом Российской Федерации, и отмечает следующее.
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (далее - Конвенция) от 5 сентября 1997 года была подписана от имени Российской Федерации в г. Вене 27 января 1999 года в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 469-рп.
В настоящее время участниками Конвенции являются 34 государства. В число Договаривающихся Сторон Конвенции входят такие государства с развитой атомной энергетикой и промышленностью, как Великобритания, Германия, Испания, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.
Конвенция определяет обязательства Договаривающихся Сторон в отношении обеспечения безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, и безопасности обращения с радиоактивными отходами (РАО) в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности.
Основными целями Конвенции являются достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества; обеспечение эффективных средств защиты от потенциальной опасности на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами для защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений; предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение этих последствий в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или радиоактивными отходами.
Конвенция ознаменовала собой дальнейший прогресс международного сотрудничества в области обращения с ОЯТ и РАО. Одним из наиболее важных спорных вопросов было включение в Конвенцию такого объекта, как ОЯТ, поскольку подход к оценке сущности ОЯТ (сырье или отходы) принципиально отличается для стран, ориентирующихся на переработку ОЯТ, и стран, где ОЯТ рассматривается как отходы.
Участники Конвенции признают, что определение политики в области ядерно-топливного цикла (ЯТЦ) остается прерогативой конкретного государства.
На основании положений Конвенции Договаривающиеся Стороны должны принимать соответствующие меры для обеспечения минимизации образования радиоактивных отходов, связанных с обращением с отработавшим топливом.
Ратификация Конвенции позволит для Российской Федерации расширить взаимодействие с зарубежными партнерами в рамках международного сотрудничества в области использования атомной энергии.
Конвенция является составной частью системы международного ядерного законодательства в части безопасного обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами и может служить основой для разработки отечественных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами, в частности, проекта федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 175630-4 "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель |
В.А. Грачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.