Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 9 июня 2005 г. N 41, п. 2
по проекту федерального закона N 175630-4 "О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами"
Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997 г. (далее - Конвенция) была подписана от имени Российской Федерации в г. Вене 27 января 1999 г. в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 469-рп.
В настоящее время участниками Конвенции являются 34 государства, в 21 из которых эксплуатируются атомные станции. В число Договаривающихся Сторон Объединенной конвенции входят такие государства, как Великобритания, Германия, Испания, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.
Конвенция определяет обязательства Договаривающихся Сторон в отношении обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом, образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, и безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности.
Основными целями Конвенции являются:
- достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества;
- обеспечение эффективных средств защиты от потенциальной опасности на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами для защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем;
- предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение этих последствий в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или радиоактивными отходами.
На основании положений Конвенции договаривающиеся стороны должны принимать соответствующие меры для обеспечения минимизации образования радиоактивных отходов, связанных с обращением с отработавшим топливом.
Конвенция не содержит норм, применение которых может вызвать дополнительное воздействие на окружающую среду, и в связи с этим не подлежит государственной экологической экспертизе.
Конвенция является необходимым элементом системы международного ядерного законодательства в части безопасного обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами и может служить основой для разработки в будущем российских нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными отходами.
Ратификация Конвенции позволит расширить взаимодействие с зарубежными партнерами в рамках международного сотрудничества в области использования атомной энергии.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпунктов "б" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку затрагивает основные права и свободы человека и гражданина, касается вопросов обеспечения международной безопасности.
Конвенция не содержит правил, иных, чем предусмотрены действующим российским законодательством.
Участие России в Конвенции не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Конвенции отвечает национальным интересам Российской Федерации, будет способствовать повышению ядерной и радиационной безопасности в России.
С учетом изложенного, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает, что настоящая Конвенция может быть ратифицирована.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.