Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона N 211454-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 211454-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году, одной из проблем неэффективности бюджетной политики является проблема исполнения судебных актов по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
По мнению Правительства, предлагаемый законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне Российской Федерации, казне субъектов Российской Федерации, казне муниципальных образований, а также по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В законопроекте предлагается созданный на основе постановления Правительства от 21 февраля 2002 года N 143 и от 9 сентября 2002 года N 666 механизм исполнения судебных актов по соответствующих# искам к Российской Федерации инкорпорировать основные положения указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс.
До настоящего времени вопросы исполнение# судебных актов и судебных постановлений по искам к Российской Федерации регламентировались отдельными положениями федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 года N 666.
Правительство Российской Федерации в порядке реализации возложенного на него полномочия утвердило Правила исполнения Министерством финансов судебных актов по искам к Российской Федерации на возмещение вреда Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц.
В соответствии с этими Правилами исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации производилось не службой судебных приставов, а Министерством финансов Российской Федерации.
Исполнение соответствующего судебного решения в двухмесячный срок обусловлено представлением в Минфин самим взыскателем ряда документов, несоответствие этих документов либо отсутствие какого-либо из них представляло право Минфину возвращать исполнительный лист взыскателю без исполнения
По-видимому, в тексте нижеприведенного абзаца допущена опечатка. Вместо слов "решением Конституционного Суда" следует читать "Постановлением Конституционного Суда"
Необходимость внесения рассматриваемого законопроекта обусловлена тем, что решением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 8-п о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц" признано, что вышеуказанные нормы должны быть закреплены не в федеральном законе о федеральном бюджете, а в ином законодательном акте, имеющем более длительное действие.
Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству Российской Федерации свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и неэффективным и не соответствующим Конституции ряд норм Правил исполнения Минфином судебных актов по искам к казне Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда отмечается, что Правительство не предусмотрело механизма ответственности за несвоевременное или ненадлежащее исполнение Минфином возложенной на него публичной функции - исполнение судебных актов, и создало легальную возможность как для блокирования исполнения судебных решений, так и для исполнения их с нарушение установленных сроков.
В связи с этим предложение об инкорпорировании основных положений указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс является недостаточно обоснованным.
Исходя из того, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации в части утраты юридической силы указанных положений Правил, подлежит исполнению с 1 января 2006 года, а также необходимости законодательного оформления решений Конституционного Суда Российской Федерации, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении и уточнить его текст с учетом высказанных замечаний во втором чтении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.