Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" включает в себя правовые нормы, касающиеся выплат из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, которые в последние годы закреплялись федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Так, на 2005 год установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам (на 2005 год - 12480 рублей), введен новый порядок расчета среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, а также установлена максимальная сумма (на 2005 год - 43200 рублей), исходя из которой определяется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приостановлено в этой связи действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части определения размера указанной единовременной выплаты, определен размер расходов на посторонний специальный медицинский и бытовой уход за застрахованным, оплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" указанные нормы не включены, поскольку в нем должны определяться на один финансовый год суммы доходов, поступающих из определенных источников, и суммы, подлежащие расходованию на определенные цели, а положения, не связанные с доходами и расходами (размеры пособий по обязательному социальному страхованию и других выплат, порядок их исчисления и т.п.) должны быть установлены отдельным федеральным законом.
В связи с этим в целях исключения пробела в правовом регулировании по указанным вопросам с 1 января 2006 года предусмотрено объединить вышеуказанные нормы в проекте федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В представленном проекте федерального закона предлагается закрепить действующие нормы по указанным вопросам, повысив при этом только максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам до 15000 рублей.
Вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2006 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Расчеты дополнительных расходов обязательного социального страхования в связи с увеличением максимального размера пособия по временной нетрудоспособности произведены на базе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и расчетов к проекту федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год.
1. Число случаев по временной 31,15
нетрудоспособности, прогнозируемое на
2006 год (на базе отчетных данных Фонда)
(млн. сл.)
из них оплачиваемые за счет средств 23,88
обязательного социального страхования с
третьего дня временной нетрудоспособности
при оплате первых двух дней
нетрудоспособности за счет средств
работодателя (млн. сл.)
2. Число дней по временной нетрудоспособности 302,76
прогнозируемое на 2006 год при оплате за
счет средств обязательного социального
страхования с первого дня временной
нетрудоспособности (млн. дн.)
3. Число дней временной нетрудоспособности, 32,76
не подлежащих оплате за счет средств
обязательного социального страхования в
2006 году (млн. дн.) (23,88 млн. сл. х 2 х
0,686) где 0,686 - коэффициент,
учитывающий влияние соотношения
календарных и рабочих дней, оплачиваемых
за счет средств обязательного социального
страхования.
4. Число дней временной нетрудоспособности, 270,00
оплачиваемых в 2006 году за счет средств
обязательного социального страхования
(млн. дн.)
5. Удельный вес застрахованных, на которых 1,2
повлияет увеличение максимального размера
пособия по временной нетрудоспособности с
12480 руб. до 15000 руб. (%)
6. Число дней по временной 3,24
нетрудоспособности, предполагаемое к
оплате по данной категории застрахованных
в 2006 году (млн. дн.)
7. Среднедневной размер пособия указанной 599,1
категории застрахованных (руб.)
8. Среднедневной размер пособия 675,83
застрахованных при увеличении
максимального размера до 15000 руб. (руб.)
9. Увеличение среднедневного размера пособия 76,73
по временной нетрудоспособности в связи с
увеличением максимального размера пособия
с 12480 руб. до 15000 руб. (руб.)
10. Дополнительные расходы связаны с 248,60
увеличением максимального размера пособия
по временной нетрудоспособности
(исчисленного за месяц) с 12480 рублей до
15000 рублей (76,73 руб. х 3,24 млн. дн.)
(млн. руб.)
Вступление в силу предлагаемого проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие федерального закона "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Проектом федерального закона предусматривается приостановление действия пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.